"ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"
работа Ф. Энгельса, в к-рой дан диалектико-материалистич.
анализ истории человеческого общества на ранних этапах его развития, раскрыт
процесс разложения родового строя и возникновения классовых отношений,
основанных на частной собственности, исследована эволюция форм семьи, объяснено
происхождение и вскрыта сущность гос-ва как орудия классового господства,
обоснована неизбежность отмирания гос-ва с переходом к бесклассовому, коммунистич.
обществу. Написана и опубл. в 1884; во 2-е изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса
вошла в 21-й том. По характеристике В. И. Ленина, представляет собой "...одно
из основных сочинений современного социализма..." (Полн. собр. соч., 5
изд., т. 39, с. 67). При написании этой работы Энгельс опирался на
составленный Марксом подробный конспект книги амер. этнографа и историка
Л. Моргана "Древнее общество" (1877). Энгельс, вслед за Марксом,
высоко оценивал открытие Морганом родовой организации первобытного общества
и широко использовал результаты его исследований, в особенности собранный
им огромный фактич. материал, для обоснования и дальнейшего развития материалистич.
концепции истории и экономич. теории Маркса. Энгельс привлёк ряд др. источников,
значительно расширив круг вопросов, рассмотренных Морганом, а также использовал
результаты собственных исследований по истории Греции, Рима, Др. Ирландии
и древних германцев. При подготовке 4-го изд. (1890-91) внёс значит. изменения
и дополнения (особенно в главу о семье, при доработке к-рой были использованы
результаты исследований М. М. Ковалевского). Данные совр. науки
позволяют представить более совершенную картину эволюции первобытного общества,
базирующуюся на развитии производств. отношений этого общества, а не материальной
культуры, как это имело место в исследованиях Моргана. Но уточнения истории
первобытной эпохи, в частности нек-рых форм первобытной семьи, механизма
образования классов, не затрагивают осн. выводов труда Энгельса.
Работа состоит из 9 глав. В 1-й и 2-й главах
Энгельс анализирует условия жизни людей в древнейший период, до возникновения
родового строя, исследует развитие семейно-брачных отношений в классовом
обществе, критикует бурж. семью. Так же как и в ранее написанной работе
"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", Энгельс в этом
произв. развил осн. методологич. положения марксистской концепции первобытной
стадии как особого этапа человеческой истории, согласно к-рой гранью, отделяющей
человека от животных, первым осн. условием человеческой жизни является
труд, начинающийся с изготовления орудий.
В 3-9-й главах Энгельс рассматривает особенности
родовой организации общества как осн. ячейки доклассового общества и даёт
характеристику первобытного родового "коммунизма". Проследив разложение
родового строя, Энгельс исследовал те экономич. условия, которые подрывали
родовую организацию общества на высшей стадии её развития, а затем, с переходом
к цивилизации, совершенно устранили её. Он показал, как с развитием производит.
сил, разделением труда и ростом его производительности создалась возможность
присвоения продуктов чужого труда, появились эксплуатация человека человеком
и раскол общества на враждебные классы, в результате к-рого возникло государство
как орудие класса эксплуататоров для подавления класса угнетённых.
Рассматривая различные конкретные формы
гос-ва, Энгельс раскрывает их классовую природу, исследует тенденции дальнейшей
эволюции бурж. гос-ва. Отмечая, что, пока сохраняется капитализм, никакие
демократич. свободы не могут привести к освобождению трудящихся, он в то
же время подчёркивал объективную заинтересованность пролетариата в сохранении
и макс. расширении демократич. свобод, создающих благоприятные условия
для борьбы за революц. преобразование общества.
Энгельс в своей работе показал, что в различных
природных и конкретно-историч. условиях процесс разложения первобытного
общества происходит в неодинаковых формах, но его осн. содержание - переход
от доклассового общества к классовому - одинаково для всех стран и народов.
Этот анализ - яркое подтверждение диалектико-материалистич. положения об
историч. единстве, прогрессивном развитии и закономерной сменяемости форм
обществ. жизни. Произв. Энгельса явилось важным этапом в разработке марксистского
учения о roc-ве (см. "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Гражданская
война во Франции", "Критика Готской программы", "Анти-Дюринг"), к-рое
было развито применительно к новым историч. условиям В. И. Лениным, прежде
всего в его труде "Государство и революция".
Книга Энгельса направлена против бурж.
концепций гос-ва как некой надклассовой силы, призванной якобы в равной
степени защищать интересы всех граждан.
Лит.: Маркс К., Конспект книги Льюиса
Г. Моргана "Древнее общество", в кн.; Архив Маркса и Энгельса, т. IX, [М.
- Л. ], 1941; Ленин В. И., О государстве, Полн. собр. соч., 5 изд., т.
39; Фридрих Энгельс. Биография, М., 1970, с. 448 - 54; Энгельс - теоретик,
М., 1970, с. 219-25, 253-62; Ф. Энгельс о государстве и праве, [М., 1970];
Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса,
М., 1972. В. С. Выгодский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я