ПРОКЛ
(Proklos) (ок. 410, Константинополь,-485,
Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы неоплатонизма.
Важнейшие
дошедшие до нас филос. соч. П.- "Первоосновы теологии" [последнее изд.
Oxf., 1965, рус. пер. в кн.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, т.
3- Высокая классика, 1974], "О богословии Платона" (последнее изд. Fr./M.,
1960), комментарии к платоновским диалогам "Тимей" : (v. 1-3, Lipsiae,
1903-06), "Парменид" (последнее изд. 1961) и др.
Историч. значение П. определяется универсальной
конструктивно-диалектич. разработкой им. всей системы неоплатонизма. Господствующим
у П. во всех разделах его философии является триадич. метод, сводящийся
к последоват. утверждению трёх моментов: 1) пребывание в себе, причина,
неделимое единство, наличие, отчее начало, потенция; 2) выступление из
себя, эманация за свои пределы, причинение или действие на иное
в виде причины, переход единства во множество, начало делимости, материнское
начало, энергия; 3) возвращение из инобытия обратно в себя, возведение
расторгнутого множества в неделимое расчленённое единство, эйдос, или
единораздельная (т. е. структурная) сущность. При помощи этого метода П.
анализирует каждый из членов универсальной триады Плотина - "единое", "ум"
(нус)
и "душу". Так, от абсолютно непознаваемого "единого" он отделяет "единое",
уже содержащее в себе нек-рую множественность, но не имеющее ещё к.-л.
качеств; это только энергия самого различения и членения, предшествующая
"уму" (расчленённости) и выделяемая П. (впервые в неоплатонизме) в самостоят.
ступень эманации "единого" - область чисел, или "на дбытийных единиц".
В "уме" П. также выделял: 1) "ум" как пребывание в себе, ум мыслимый, "интеллигибельный"-
"бытие", или объект;
2) "ум" как выхождение из себя, ум мыслящий,
"интеллектуальный" - субъект;
3) "ум" как возвращение к себе, как тождество
бытия и мышления, объекта и субъекта, "ум" как "жизнь" или "вечность",
"жизнь в себе". В диалектике мифологии П. устанавливал три триады богов.
Последняя триада ввиду триадич. деления двух первых её членов превращалась
в седмерицу (гебдомаду) с повторением этой гебдомады в каждом из составляющих
её моментов, так что в последней триаде оказывалось 49 богов- "умов". Мир
"души" у П. также триадичен: души божественные (боги "ведущие", "абсолютные"
и "внутрикосмические"), демонические (ангелы, демоны и герои) и человеческие.
Система П., будучи завершением неоплатонизма, своим мыслит. аппаратом оказала
всеобъемлющее воздействие на развитие ср.-век. философии (от Ареопагитик
до
Михаила Пселла, И. Петрици и Николая Казанского).
Соч.: Opera inedita, ed. V. Cousin, P.,
1864.
Лит.: Rosan L. J., The philosophy
of Proclus, N. Y., 1949 (лит. ); Веiеrwaltеs W., Proklos. Grundzuge seiner
Metaphysik, Fr./M., 1965; Вastid P., Proclus et le crepuscule de la pensee
grecque, P., 1969.
А. Ф. Лосев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я