ПРОКОФЬЕВ
Сергей Сергеевич [11(23).
4.1891, Сонцовка, ныне с. Красное Красноармейского р-на Донецкой обл.,-
5.3. 1953, Москва], советский композитор, пианист и дирижёр, нар. арт.
РСФСР (1947). Род. в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под
руководством матери, летом 1902 и 1903-Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку.
К моменту поступления в Петерб. консерваторию (1904) был автором 4 опер,
симфонии, 2 сонат и фп. пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции
(учился у А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 -
дирижирования (у Н. Н. Черепнина) и фп. (у А. Н. Есиповой). В консерваторские
годы зародилась творческая дружба П. с композитором Н. Я. Мясковским, продолжавшаяся
до конца жизни.
Становление П. как композитора протекало
в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками
новых тем и выразит. средств во всех областях иск-ва. Присматриваясь к
новым течениям, отчасти испытывая на ceбe их влияние, П. вместе с тем стремился
к независимости и самостоятельности. Произв., написанные за предреволюционное
десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фп. музыка:
2 концерта для фп. с оркестром (1912: 1913, 2-я ред. 1923), 4 сонаты, циклы
("Сарказмы", "Мимолётности"), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы
П. созданы 2 оперы ("Маддалена", 1913, и "Игрок" по Ф. М. Достоевскому,
1915-16, 2-я ред. 1927), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего"
(1915-20), "Классическая" (первая) симфония (1916-17), 1-й концерт для
скрипки с оркестром (1921), хоровые н камерно-вокальные сочинения. Уже
в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика П.-
активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон
тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова А. А. Ахматовой (1916) и
напряжённая экспрессия "Игрока"; живописность и поэтичность сказки "Гадкий
утёнок" для голоса и фп. (1914) и стихийная сила оркестровой "Скифской
сюиты" (1914-15); острый гротеск "Сарказмов" и скоморошья сказочность балета
"Сказка про шута...". С 1908 П. начинает регулярную и обширную концертную
деятельность как пианист и дирижёр - исполнитель собственных произв. Весной
1918 П. направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых
неск. месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в
поездках по Америке и Европе (гл. обр. Франции) в связи с постановкой своих
сценич. сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922
он живёт в Германии, а с 1923 - в Париже. Зарубежный период творчества
П. отмечен активным интересом к театр. жанрам. Он создаёт оперы: комич.
"Любовь к трём апельсинам" по К. Гоцци (1919), замысел к-рой возник ещё
до отъезда за границу, и экспрессивную драму "Огненный ангел" по В. Я.
Брюсову (1919-27). Творческое содружество с С. П. Дягилевым, поставившим
в 1921 "Сказку про шута...", стимулировало создание новых балетов для его
труппы: "Стальной скок" (1925) и "Блудный сын" (1928).
В 1930 для театра "Гранд-Опера" был написан
балет "На Днепре". В области инструментальной музыки наиболее значит. работами
этого периода были: 5-я соната для фп., 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928,
1930-47), 3-й, 4-й и 5-й концерты для фп. с оркестром (1917-21, 1931, 1932).
В последние годы пребывания за рубежом творческая активность П. стала снижаться
- давал себя знать длительный отрыв от Родины. "В ушах моих должна звучать
русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они
вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни" ("Сергей
Прокофьев". Статьи и материалы, 1965, с. 377). В 1927, 1929 композитор
приезжает на гастроли в СССР и в 1932 принимает решение окончательно возвратиться
на Родину.
Он становится в ряды активных строителей
сов. муз. культуры. В течение неск. лет (с 1933) ведёт занятия по композиции
в Школе высшего мастерства при Моск. консерватории. В творчестве П. наступил
период расцвета. Оно обогащается новыми значит. темами и идеями высокого
гуманистического звучания. Выдающимся достижением сов. и мирового иск-ва
стал балет "Ромео и Джульетта" (1935-36), в к-ром композитор создал образы
подлинно шекспировской глубины и реалистич. силы. Опера "Семён Котко" по
повести "Я сын трудового народа" В. П. Катаева (1930) смело и во многом
успешно разрешала трудную задачу освоения совр. темы в оперном театре.
Значит. место в предвоенные годы занимала работа П. для драматич. театра
и кино в содружестве с крупнейшими сов. режиссёрами-В. Э. Мейерхольдом,
А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произв. П. стала музыка
к кинофильму "Александр Невский" Эйзенштейна, послужившая основой для одноим.
кантаты. Обращение к нар. историко-патриотич. теме выявило и укрепило нац.
основу творчества П., ярко раскрывшуюся в последующих сочинениях - кантате
"Здравица" (1939) на нар. тексты, в музыке к фильму "Иван Грозный" (1942-45;
в ред. М. И. Чудаки создан балет, пост. 1975, Большой театр) и др. В 30-е
гг. П. пишет произв. для детей: сб. фп. пьес "Детская музыка" (1935), симф.
сказку "Петя и волк" для чтеца и оркестра (1936), знакомящую детей в остроумной,
живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни.
Конец 30 - нач. 40-х гг. отмечены новым взлётом творческой активности композитора.
Он начинает работу почти одновременно над целым рядом соч.: сонатой для
скрипки и фп., тремя сонатами для фп. (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комич. оперой
"Обручение в монастыре" по пьесе Р. Б. Шеридана "Дуэнья", балетом "Золушка"
(Гос. пр. СССР, 1946). Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся
Великой Отечеств. войной 1941-45. Важнейшей работой военных лет стала опера
"Война и мир" по роману Л. Н. Толстого (1941-52) - одно из центральных
произв. в творчестве П. и крупнейшее достижение сов. оперного иск-ва. Тема
войны отразилась и в др. соч. того времени: в 7-й сонате для фп. (1939-42;
Гос. пр. СССР, 1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-47). С этой же темой
связана и последняя опера П. "Повесть о настоящем человеке" по Б. Н. Полевому
(1947-48).
В послевоен. годы творчество П. приобрело
черты особой ясности, классич. стройности, мудрой простоты. Всё большее
место начинают занимать в нём светлые лирич. или фантастич. образы (9-я
соната для фп., 1947; соната для виолончели и фп., 1949). По-прежнему привлекает
композитора мир детства, юности: вокально-симф. сюита "Зимний костёр" (1949)
и оратория "На страже мира" на тексты С. Я. Маршака (1950) - за оба произв.
Гос. пр. СССР, 1951; балет "Сказ о каменном цветке" по П. П. Бажову (1948-50);
7-я симфония (1951-52), за к-рую П. первым из сов. композиторов был удостоен
Ленинской пр. (1957).
Гос. пр. СССР в 1946 за 5-ю симфонию, 8-ю
сонату для фп. и музыку к 1-й серии фильма "Иван Грозный" и в 1947 за 1-ю
сонату для скрипки и фп. П. вошёл в историю сов. и мировой муз. культуры
как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему
выразительных средств. Творчеству П. в высшей степени присущи действенность
и активность. В его произв. преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью
отмечена лирика П.- вдохновенная, глубокая и вместе с тем внутренне сдержанная,
кристально чистая. В процессе развития творчества П. всё яснее выявлялись
его тесные связи с традициями рус. музыки (М. П. Мусоргского, А. П. Бородина,
Н. А. Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность
сделала его одним из выдающихся мастеров муз. портрета, сочетающего внешнюю
характерность с психологич. правдивостью. Это предопределило гл. роль сценич.
жанров в творчестве П. Стремясь к сценич. реализму, преодолению статики
и др. оперно-балетных условностей, П. значительно усилил в балете роль
пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду
свободным прозаич. текстом. П. существенно обогатил сферу вокальной выразительности
в опере за счёт широкого использования декламационности, осн. на гибком
претворении речевых интонаций. Для опер П. характерны жанровая многозначность
и многоплановость драматургии. Так, "Война и мир" сочетает в себе черты
лирико-психологич. драмы и нар.-героич. эпопеи. Большое место в творческом
наследии П. занимают фортепианные соч., в к-рых своеобразно преломились
особенности пианизма П.: конструктивная ясность формы и фактуры, отчётливость
звучания, инструментальная трактовка фп. тембра, упругость и энергия ритма.
Симф. (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симф. (оратории, кантаты)
произв. также в целом отразили характерную для П. эпическую направленность.
Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия,
осн. не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов.
Творчество П. составило эпоху в мировой
муз. культуре 20 в. Самобытность муз. мышления, свежесть и своеобразие
мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути
в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих сов. и зарубежных
композиторов. В 1955-67 изданы 20 томов собраний муз. сочинений композитора.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Автобиография, М., 1973.
Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.],
Сергей Прокофьев, Л., 1927; С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания,
2 изд., М., 1961; Черты стиля С. Прокофьева. Сб., М., 1962; Сабинина М.,
"Семен Котко" и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; Рогожина
Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, М.- Л., 1964; её
же, Романсы и песни С. С. Прокофьева, М., 1971; Сергей Прокофьев. Статьи
ц материалы, 2 изд., М., 1965; Холопов Ю., Современные черты гармонии Лоокофьева,
М., 1967; Слонимский Симфонии Прокофьева, М., 1964; Тараканов М., Стиль
симфоний Прокофьева, М., 1968; его же, Список литературы по теме "Прокофьев",
в сб.: Музыкальный современник, в. 1, М., 1973; Арановский М., Мелодика
С. Прокофьева, Л., 1969; Степанов О., Театр масок в опере С. Прокофьева
"Любовь к трём апельсинам", М., 1972; Блок В., Виолончельное творчество
Прокофьева, М., 1973; Сорокер Я., Камерно-инструментальные ансамбли С.
Прокофьева, М., 1973; Дельсон В., Фортепианное творчество н пианизм Прокофьева,
М.,1973; Нестьев И., Жизнь Сергея Прокофьева, 2 изд., М., 1973. О. Б.
Степанов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я