ПРОЛЕТКУЛЬТ
литературно-художественная
и культурно-просветительная организация, возникшая накануне Великой Октябрьской
социалистич. революции и развернувшая активную деятельность в 1917-20.
Провозглашала задачу формирования пролет. культуры путём развития творческой
самодеятельности пролетариата, объединяла трудящихся, к-рые стремились
к художеств. творчеству и культуре. К 1920 организации П. насчитывали до
400 тыс. членов, 80 тыс. человек занимались в художеств, студиях и клубах.
Издавалось ок. 20 журналов П. ("Горн" в Москве, "Грядущее" в Петрограде,
"Зарево заводов" в Самаре и др.). Организации П. возникли в начале 20-х
гг. в Великобритании, Германии, и др., но оказались нежизнеспособными.
С П. связана деятельность поэтов: М. П.
Герасимова, В. Д. Александровского, В. Т. Кириллова, С. А. Обрадовича,
А. Маширова-Самобытника, Н. Г. Полетаева, В. В. Казина и др. Их творчество,
проникнутое революционно-романтич. пафосом, испытало воздействие символистской
и народнической поэзии. В 1920 поэты Александровский, Казин, Обрадович,
Полетаев и др. ушли из П. и образовали группу "Кузница".
Деятельность П. отмечена серьёзными противоречиями.
Теоретики П. пропагандировали эстетические принципы, чуждые ленинизму.
Наиболее полно они изложены в работах А. А. Богданова, выступавшего
в журн. "Пролетарская культура". Возникшая в дореволюц. годы, его концепция
"чистой" пролетарской культуры, создаваемой только самими пролетариями,
практически вела к отрицанию связи между социалистич. культурой и культурой
прошлого, к обособлению пролетариата в области культурного строительства
от крестьянства и интеллигенции. Взгляды Богданова до известной степени
разделялись др. руководителями П.: П. И. Лебедевым-Полянским, П. М. Керженцевым,
В. Ф. Плетнёвым, Ф. И. Калининым, П. К. Бессалько. Тенденции П. к сепаратизму
и автономности противоречили ленинским принципам строительства социалистического
общества. Вопрос о независимости П. от государства и партии был предметом
серьёзных дискуссий в печати. 8 окт. 1920 в связи со съездом П., на котором
вновь подчёркивалась необходимость автономности П., В. И. Ленин подготовил
проект резолюции "О пролетарской культуре". По предложению Политбюро ЦК
РКП(б) съезд П. принял резолюцию, согласно к-рой П. входил в Наркомпрос
на положении его отдела, руководствующегося в работе направлением, диктуемым
Наркомпросу РКП(б). В опубл. в "Правде" 1 дек. 1920 письме ЦК РКП(б) "О
пролеткультах" разъяснялось отношение партии к П., критиковались теоретич.
взгляды его руководителей. Однако руководство П. стояло на прежних позициях,
о чём свидетельствовала ст. В. Плетнёва "На идеологическом фронте" ("Правда",
27 сент. 1922), вызвавшая резкую критику Ленина (см. Полн. собр. соч.,
5 изд., т. 54, с. 291). Коммунистич. партия решительно осудила и отвергла
нигилистич. отношение идеологов П. к прогрессивной культуре прошлого, что
имело важнейшее значение для формирования новой, социалистич. культуры.
В 20-е гг. П. занимался гл. образом театр. и клубной работой. Наиболее
заметное явление- 1-й Рабочий театр П., где работали, в частности, С. М.
Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. П. Гарин, Ю.
С. Глизер и др. В 1925 П. вошёл в профсоюзы, в 1932 прекратил существование.
Лит.: Ленин В. И., О литературе
и искусстве. Сб. ст., М., 1969; Бугаенко П. А., А. В. Луначарский и литературное
движение 20-х гг., Саратов, 1967; Смирнов И., Ленинская концепция культурной
революции и критика Пролеткульта, в сб.: Историческая наука и некоторые
проблемы современности, М., 1969; Горбунов В., Ленин и социалистическая
культура, М., 1972; его же, В. И. Ленин и Пролеткульт, М., 1974; Марголин
С., Первый рабочий театр Пролеткульта, М., 1930.
Н. И. Дикушина, Л, К. Швецова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я