ПРОЛЁТНОЕ СТРОЕНИЕ
моста, часть
конструкции моста, перекрывающая пространство между опорами (пролёты)
моста и предназначенная для восприятия различных нагрузок (от транспортных
средств, пешеходов, ветра и др.) и передачи их на опоры. П. с. состоит
из несущих конструкций - продольных балок или ферм, поперечных
балок (диафрагм) и плиты проезжей части. В арочных мостах основной несущей
конструкцией являются арки, на к-рые опирается надарочное строение.
Нагрузки, воспринимаемые П. с., передаются на опоры через т. н. опорные
части. Плита проезжей части П. с. поддерживает дорожное полотно и пешеходные
тротуары. Поверх неё укладывают слои дорожной одежды (асфальтовый или цементный
бетон, гидроизоляцию и др.). Материалами для П. с. служат металл (сталь,
алюминиевые сплавы), железобетон, бетон, природный камень, дерево.
П. с.- наиболее ответственная часть моста.
Конструкция моста и его статическая схема определяются статической схемой
П. с.; последняя может быть балочной, рамной, арочной, висячей (вантовой)
или комбинированной. От вида П. с. в основном зависит общая архитектурная
композиция моста. Обычно П. с. делают прямолинейными в плане. П. с. современных
мостов, эстакад и путепроводов на пересечениях транспортных
магистралей могут быть и сложной формы, напр. спиралеобразными, кольцевыми,
разветвляющимися и т. д.
Способы сооружения П. с. выбирают в зависимости
от статич. схемы последних и применённого строит. материала. Чаще всего
строительство осуществляют из сборных элементов, изготовленных на специализированных
з-дах или полигонах.
Лит. см. при ст. Мост. М. Е.
Гибшман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я