ПРОМЕТЕЙ

ПРОМЕТЕЙ в др.-греч. мифологии
титан,
защитник людей от произвола богов. По древнейшей версии мифа, П. похитил
с Олимпа огонь и передал его людям, за что по приказу Зевса был прикован
к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день
(или через день) орёл расклёвывал у П. печень, к-рая снова отрастала. Эти
муки, по различным античным источникам, длились от неск. столетий до 30
тыс. лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил П. В трагедии
Эсхила "Прометей прикованный" к мотиву похищения огня прибавилось изображение
П. как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения
человеческой цивилизации: П. научил людей строить жилища и добывать металлы,
обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению
за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, П. Эсхила бросает смелый
вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
К. Маркс назвал эсхиловского П. "...самым благородным святым и мучеником
в философском календаре" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений,
1956, с. 25). Гуманистич. черты образа бунтаря-мученика П. получили развитие
в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв, Т. Шевченко и др.), а
также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и др.) и "изобразит. иск-ве (Тициан,
Ф. Г. Гордеев и др.). В произведениях Кальдерона, Гёте, Бетховена нашла
отражение позднеантич. версия мифа о П.- создателе первых людей, вылепленных
им из земли и наделённых сознанием.


Лит.: Нусинов И. М., История образа
Прометея, в его кн.; История литературного героя, М., 1958; Sechan L.,
Le mythe de Prоmethee, P., 1951; Trousson R., Le theme de Promethee dans
la litterature europeenne, t. 1-2, Gen., 1964. В. Н. Ярхо.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я