ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
система
экономия, и социально-политич. изменений, в к-рых нашёл выражение переход
от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии.
Начало П. п.- изобретение и применение рабочих машин, а завершение - произ-во
машин машинами, т. е. развитие машинного производства, основанного
на широком использовании машинной техники. В результате происходит окончательная
победа капиталистич. способа произ-ва над феодальным. П. п. даёт мощный
толчок капиталистич. обобществлению произ-ва; в условиях фабричной системы
кооперативный характер процесса труда диктуется природой самого средства
труда. Мн. раздробленные процессы произ-ва сливаются в один обществ. производительный
процесс. Вместе с тем утверждение крупной машинной индустрии служит важнейшей
предпосылкой реального подчинения труда капиталу и резкого обострения антагонистич.
противоречий капиталистич. способа произ-ва (см. ст. Капитализм). Характеризуя
переход к фабричной системе, К. Маркс отмечал (см. К. Маркс и Ф. Энгельс,
Соч., 2 изд., т. 23, с. 451 - 452), что машина сама по себе сокращает рабочее
время, между тем как её капиталистич. применение удлиняет рабочий день;
сама по себе она облегчает труд, капиталистич. же её применение повышает
его интенсивность; сама по себе она знаменует победу человека над силами
природы, капиталистич. же её применение порабощает человека силами природы;
сама по себе она увеличивает богатство производителя, а при капиталистич.
применении превращает его в паупера (см. ст. Пауперизм).
Историч. предпосылки развития крупной машинной
индустрии были созданы мануфактурной формой капиталистич. произ-ва. Первоначальное
накопление капитала обеспечивало дальнейшее развитие капиталистич.
отношений - с одной стороны, создание армии лишённых средств к существованию
людей, к-рые могут предложить в качестве товара лишь свою рабочую силу,
и,
с другой стороны, Накопление крупных ден. богатств, используемых формирующимся
классом капиталистов для приобретения средств произ-ва и рабочей силы.
Рост капиталистич. произ-ва неизбежно влёк за собой быстрое расширение
как внутреннего, так и внешнего рынков; однако стремление буржуазии к ускоренному
накоплению капитала наталкивалось на ограниченные возможности основанного
на ремесл. технике мануфактурного произ-ва.
П. п. представлял собой общеисторич. явление,
характеризовавшее определённый этап развития капитализма в пром-сти ряда
стран; однако вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к крупной
машинной индустрии происходило неравномерно.
В 60-х гг. 18 в., раньше, чем в др. странах,
П. п. начался в Великобритании. Англ. бурж. революция 17 в. расчистила
путь для развития капиталистич. отношений. Мануфактурное произ-во здесь
достигло расцвета; к этому времени голл. мануфактуры были далеко превзойдены
английскими. Однако узкая технич. база мануфактуры, по словам К. Маркса
(см. там же, с. 381), вступила на известной ступени развития в противоречие
с ею же самой созданными потребностями произ-ва. Это противоречие наиболее
остро проявилось в произ-ве хл.-бум. тканей, спрос на к-рые увеличивался
особенно быстрыми темпами. Превращение ремесленного или мануфактурного
произ-ва в машинное началось с изменения средств труда. В 70-80-х гг. 18
в. в прядении хлопка всё большее распространение получают механич. прялки
"Дженни" (изобретена рабочим Дж. Харгривсом). К 1787 в англ. пром-сти использовалось
уже более 20 тыс. таких машин. Дальнейшее развитие механич. прядения связано
с применением мюльмашин (изобретение С. Кромптона, 70-е гг. 18 в.); после
того как последние получили распространение, хл.-бум. пряжа стала изготовляться
только фабричным путём. Механизация отд. произ-в порождала экономич. необходимость
повышения производительности труда и в др. отраслях: так, с совершенствованием
техники произ-ва в хлопкопрядении обнаружилась большая диспропорция между
прядением
и
ткачеством. В 1785 был запатентован образец механич. ткацкого станка,
а в 1801 в Великобритании начала функционировать первая механич. ткацкая
фабрика, насчитывавшая ок. 200 станков. Внедрение в ткацкое произ-во новой
техники ускорило механизацию ситцепечатного, красильного и др. произ-в.
Распространение машинной техники повлекло за собой упадок
кустарного
производства и разорение массы мелких товаропроизводителей. С 80-х
гг. 18 в. в металлургии развёртывается переход к пудлингованию,
обеспечивавшему
произ-во железа из чугуна с помощью минерального топлива.
Развитие рабочей машины, оснащение её множеством
одновременно действующих органов порождало необходимость в новом, более
совершенном двигателе. С кон. 90-х гг. 18 в. в текст. пром-сти стал широко
использоваться запатентованный в 1784 паровой двигатель "двойного действия"
Дж. Уатта. К 1810 в Великобритании насчитывалось ок. 5 тыс. паровых
машин. Быстрый рост масштабов пром. произ-ва и дальнейшее расширение
рыночных связей требовали совершенствования средств транспорта. В 1-й четв.
19 в. начинают функционировать пароходное сообщение и паровой ж.-д. транспорт.
Всё более широкое распространение машинной
техники вступало в противоречие с ремесленной техникой изготовления самих
машин. Одна из самых острых и длительных диспропорций, обнаруживающихся
в процессе П. п.,- несоответствие между стремительно расширяющимся спросом
на новые средства труда и ограниченными возможностями их мануфактурного
произ-ва. Это несоответствие было преодолено в результате массового внедрения
машин в маш.-строит. произ-во. С нач. 19 в. в пром-сти всё шире используются
металлообр. станки, и прежде всего - токарные, снабжённые механич. суппортом,
механич. молоты и гидравлич. прессы. Увеличивавшееся произ-во машинного
оборудования и новых трансп. средств способствовало повышению спроса на
металл. На протяжении 1788-1820 выплавка чугуна увеличилась примерно в
6 раз. Механизация различных произ-в и дифференциация механич. орудий труда
создали условия для перехода от простой кооперации машин к системе машин,
представлявшей собой осн. и наиболее существ. признак крупной машинной
индустрии. В 10-20-х гг. 19 в. крупная машинная индустрия в Великобритании
одержала решающую победу над мануфактурой и ремесленным произ-вом; страна
стала крупной пром. державой, "мастерской мира". Быстрый рост производит.
сил сопровождался резким обострением противоречий, присущих капиталистич.
способу произ-ва; в 1825 в Великобритании разразился первый экономич. кризис
перепроизводства.
Вслед за Великобританией на путь быстрого
развития крупной пром-сти вступили США, Франция, Германия и др. страны.
Общие экономич. условия для быстрого развития капиталистич. произ-ва в
США были созданы после победы в Войне за независимость (1775-83). Интенсивному
технич. перевооружению хл.- бум. пром-сти и нек-рых др. отраслей способствовало
полное отсутствие мелочных цеховых стеснений и использование технич. опыта
англ. пром-сти. Массовое применение паровых двигателей и ускоренное развитие
машиностроения в сев.-вост. штатах США приходится на 50- 60-е гг. 19 в.
В Италии П. п. начался в 40-х гг. 19 в.
Фабричное произ-во развивалось гл. обр. в сев. районах страны, тем самым
усугублялась экономич. отсталость Юга. Окончат. победу над кустарным произ-вом
и мануфактурой крупная машинная индустрия одержала в последней трети 19
в.
Решающую роль в ускоренном развитии капиталистич.
отношений во Франции сыграла Великая французская революция, ликвидировавшая
феод. порядки. Первые шаги в механизации бумагопрядильного произ-ва в стране
были сделаны ещё в 80-х гг. 18 в., однако переход от мануфактурного произ-ва
к использованию системы машин в др. ведущих отраслях пром-сти занял мн.
десятилетия.
С большим запозданием осуществлялся переход
от мануфактуры к крупной машинной индустрии в Германии, где развитие капиталистич.
пром-сти сдерживалось засильем феодальных и полуфеодальных отношений. Франция
и особенно Германия, как отмечал Ф. Энгельс, в области крупной пром-сти
лишь плелись за Великобританией и "...собственно только с 1848 г. узнали,
что такое крупная промышленность..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 18, с. 243). После Революций 1848-49 развитие крупной машинной индустрии
в этих странах резко ускоряется; в Германии во 2-й пол. 50-60-х гг. 19
в. завершающая стадия П. п. характеризовалась бурным ростом тяжёлой пром-сти.
В Японии условия для развития капиталистич.
фабричного произ-ва были созданы революцией Мэйдзи (1867-68).
В ходе П. п., начавшегося в последние десятилетия
19 в., япон. предприниматели широко использовали технич. опыт зап.-европ.
стран и США, ввозя значит. часть машинного оборудования из-за границы.
Особенно активное участие принимало гос-во в учреждении и финансировании
крупных пром. предприятий, прямо или косвенно участвовавших в технич. перевооружении
япон. армии.
Переход от мануфактуры к крупной машинной
индустрии внёс коренное изменение не только в технич. базу произ-ва, но
и в сферу обществ. отношений. Характеризуя пром. революцию, В. И. Ленин
подчёркивал, что она означает крутое и резкое преобразование всех обществ.
отношений. Утверждение крупной машинной индустрии в ведущих отраслях произ-ва
создало материальные предпосылки для дальнейшего быстрого развития производит.
сил. Превратив пром-сть в гл. отрасль обществ. произ-ва, П. п. вместе с
тем привёл к полному отделению её от земледелия и к быстрому росту крупных
пром. центров. Развитие капиталистич. машинной индустрии неизбежно влекло
за собой окончательную ломку патриархальной замкнутости, увеличение подвижности
населения. Однако капиталистическое использование машинной техники усиливало
эксплуатацию наёмных рабочих, превращало крупные предприятия в места фабричной
каторги, а рабочего - в придаток машины. Рост капиталистич. фабричного
произ-ва в огромной степени способствовал обострению противоречий между
умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Дальнейшая механизация
произ-ва вела к вытеснению с капиталистич. фабрик части рабочих и возникновению
массовой безработицы. Углубление противоречия между обществ. характером
произ-ва и частнокапиталистич. формой присвоения вызвало к жизни мировые
экономич. кризисы перепроизводства.
Победа капиталистич. фабричной системы
знаменовала окончат. раскол между различными группами участвующих в произ-ве
лиц и всё более глубокую дифференциацию классов. Завершение П. п. означает
окончательное формирование двух осн. классов капиталистич. общества - пролетариата
и
буржуазии.
Именно промышленная революция, писал Ф. Энгельс, "...породила подлинную
буржуазию и подлинный крупнопромышленный пролетариат, выдвинув их на передний
план общественного развития" (там же, т. 22, с. 535). Рост машинной индустрии
увеличивал численность фабричных рабочих, вместе с тем фабрика превращала
их в постоянных наёмных рабочих, формируя пролетариат как самостоят. класс
с особой историч. миссией. По мере того, как крупная пром-сть завоёвывала
господствующее положение во всей системе обществ. произ-ва, увеличивалась
доля рабочего класса в общей численности населения. В Великобритании к
сер. 40-х гг. 19 в. ок. 3/4 населения принадлежало к рабочему классу. С
возникновением пролетариата начинается и его борьба против буржуазии. Доведённые
до отчаяния чудовищным усилением эксплуатации в кон. 18 - нач. 19 вв.,
англ. рабочие выражали свой протест, прибегая в ряде случаев к разрушению
машин, в к-рых они видели причину своих бедствий (см. Луддиты). С развитием
крупной машинной индустрии и ростом классового самосознания пролетариат
переходил к более зрелым и организованным формам борьбы против системы
капиталистич. эксплуатации.
Такие средства экономич. борьбы, как стачка,
рабочий класс сочетал со всё более активными политич. выступлениями. В
30-40-х гг. 19 в. в Великобритании получает развитие массовое политически
оформленное революц. движение пролетариата - чартистское движение (см.
Чартизм).
В
этот же период имели место первые крупные выступления рабочего класса во
Франции (лионские восстания 1831 и 1834) и Германии (восстание силезских
ткачей 1844). Кульминационным пунктом борьбы стало восстание парижских
рабочих в июне 1848. В ходе классовых битв пролетариат постепенно превращался
в главную движущую силу всех революц. преобразований.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Положение рабочего класса
в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма.
Сисмонди и наши отечественные сисмондисты, Полн. собр. соч., 5 изд., т.
2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; Лавровский В. М.,
Промышленный переворот в Англии, М.- Л., 1925; Манту П., Промышленная революция
XVIII столетия в Англии. (Опыт исследования), М., 1937 (лит.); Лященко
П. И., История народного хозяйства СССР, 4 изд., т. 1-2, М., 1956; Ерофеев
Н. А., Промышленная революция в Англии, М., 1963 (лит.); Потёмкин Ф. В.,
Промышленная революция во Франции, т. 1 - 2, М., 1971 (лит. ). Р. М.
Энтов.
Промышленный переворот в России начался
в 1-й пол. 19 в. Переход от мануфактуры к фабрике прежде всего происходил
в
хл.-бум. пром-сти, а затем и в др. отраслях. Замена ручного труда машинным
резко повысила производительность труда и вызвала огромный скачок в развитии
производит. сил. Однако для развития П. п. требовались значит. число свободных
наёмных рабочих, широкий рынок для сбыта пром. продукции и приток в произ-во
крупных капиталов. Создание этих условий тормозилось существованием в России
крепостного права. Поэтому в дореформенный период переход от мануфактуры
к фабрике вёл к дальнейшему обострению кризиса феод.-крепостнич. системы,
приближая падение крепостничества.
Показателем завершения технич. перестройки
пром-сти является наступление момента, когда в ведущих отраслях произ-ва
осн. масса продукции изготовляется предприятиями, оборудованными системой
машин, приводимых в движение силой пара. В дореформ. период в России лишь
в хлопчатобумажной (а именно в прядении и ситцепечатании), свеклосахарной
и писчебумажной пром-сти осн. масса продукции изготовлялась на предприятиях
фабричного типа. В остальных ведущих отраслях переход от ручного труда
к машинному в основном завершился к кон. 70-х - нач. 80-х гг. 19 в. В 1879
в отраслях текст. пром-сти с помощью машин производилось от 54,8% (суконная
и шерстяная) до 96,3% (бумагопрядение) всей продукции. На металлообрабат.
предприятиях машинами производилось во всех отраслях 86,3% всей продукции,
в свеклосахарной пром-сти - 85,1%. В 1882 в горнозаводской пром-сти пудлинговые
печи, сменившие кричные горны (см. Металлургия), давали ок. 90%
всего металла, а 63% энергетич. мощностей чёрной металлургии приходилось
на паровые установки. Но в ряде отраслей пром-сти ещё господствовал ручной
труд (мебельная, кожевенная и др.). Технич. перевооружение транспорта также
в основном закончилось в пореформ. период. В 60-70-х гг. 19 в. построено
более 20 тыс. км ж. д., т. е. создана основа ж.-д. сети. Важной
особенностью П. п. в России было слабое развитие ряда отраслей маш.-строит.
пром-сти (прежде всего станкостроения). Постоянные наёмные рабочие имелись
в России ещё в эпоху крепостничества. Однако они ещё не были пролетариями,
поскольку в большинстве своём не имели личной свободы. Лишь отмена крепостного
права превратила постоянных наёмных рабочих дореформенной эпохи в подлинных
пролетариев. После крестьянской реформы 1861 формирование пролетариата
шло быстрыми темпами. Его ряды складывались из пром. рабочих крепостной
эпохи, безземельных и малоземельных крестьян, а также крестьянства, разорившегося
в процессе расслоения.
К нач. 80-х гг. в основном завершилось
формирование пролетариата как класса. Постоянные наёмные рабочие составляли
в это время большую часть всех пром. рабочих (в 1886-93 в 9 фабричных округах
Европ. России 71,8%; в округах с высокоразвитой пром-стью ещё выше: в Петербургском
- 89,2%, Московском - 80,2%, Владимирском - 80,5% ). В нач. 80-х гг. уже
имелся многочисл. слой потомств. пролетариев.
Переход от мануфактуры к фабрике был решающим
этапом и в формировании класса буржуазии. В ходе П. п. сложился
и стал господствующим слой крупной пром. буржуазии, к-рая вытеснила на
второй план господствовавших ранее представителей торг. капитала. В 1879
в отраслях обрабатывающей пром-сти предприятия с числом рабочих св. 100,
составляя всего 4,4% всех предприятий, давали 54,8% всего произ-ва. Формированию
крупной буржуазии содействовало самодержавие (покровительств. таможенная
политика, казённые заказы, гарантированные прибыли и т. п.).
В процессе П. п. в России возникло и стало
господствующим крупное пром. произ-во, сложились классы капиталистич. общества,
т. е. окончательно утвердился капиталистич. способ произ-ва и выявились
присущие ему противоречия (см. Капитализм). Завершение формирования
классов капиталистич. общества сделало борьбу между пролетариатом и буржуазией
основным, определяющим направлением всех классовых и обществ.-политич.
противоречий в стране.
Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма
в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, гл. 5-8; Струмилин С. Г., Промышленный
переворот, М., 1944; Яцунский В.К., Промышленный переворот в России. (К
проблеме взаимодействия производительных сил и производственных отношений),
"Вопросы истории", 1952, № 12; его же, Крупная промышленность России в
1790 -1860 гг., в кн.: Очерки экономической истории России первой половины
XIX в., М., 1959; Пажитнов К. А., К вопросу о промышленном перевороте в
России, "Вопросы истории", 1952, № 5; Ковальченко И. Д., Завершение промышленного
переворота. Формирование пролетариата и буржуазии, в кн.: Очерки истории
СССР. 1861 - 1904, М., 1960, с. 86-90; Рашин А. Г., Формирование рабочего
класса в России. Историко-экономические очерки, М., 1958; Иванов Л. М.,
Преемственность фабрично-заводского труда в формировании пролетариата в
России, в сб.: Рабочий класс и рабочее движение в России, 1861 - 1917,
М., 1966; Рындзюнский П. Г., Вопросы истории русской промышленности в XIX
в., "История СССР", 1972, № 5; Виргинский В. С., Захаров В. В., Подготовка
перехода к машинному производству в дореформенной России; там же, 1973,
№ 2; Очерки истории техники в России (1861-1917), М., 1973.
И. Д. Ковалъченко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я