ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
производственный
транспорт пром. предприятий, осуществляющий перемещение предметов и продуктов
труда в сфере производства. С одной стороны, П. т. является неотъемлемой
составной частью произ-ва, а с другой - важнейшим звеном транспорта
общего
пользования. Объём перевозок ж.-д. и автомоб. П. т. примерно в 1,5 раза
превышает объём перевозок этими видами транспорта общего пользования в
год (св. 12 млрд. т в 1973), объём погрузочно-разгрузочных и подъёмно-трансп.
работ составил в 1973 св. 50 млрд. тонна-перевалок при уровне механизации
работ до 70%. Численность рабочих, занятых на П. т., составляет примерно
1/4 от общей численности рабочих пром-сти. По территориальному признаку
эксплуатации и связи с технологич. процессом производства П. т. разделяется
на внутренний и внешний. В обрабат. пром-сти внутренний транспорт включает
внутрицеховой и межцеховой, а в добывающей - внутришахтный (подземный),
транспорт на поверхности и карьерный транспорт (при открытом способе
разработки). Внутрицеховой П. т. является составной частью технологич.
процесса произ-ва, выполняя в пределах цехов перемещения заготовок и узлов
между рабочими местами, участками и отделениями. Межцеховым П. т., преимущественно
не связанным с технологич. процессом, осуществляются перемещения материалов,
полуфабрикатов и готовых изделий между цехами и складами, расположенными
на территории предприятия или в одном с ним пром. узле. Для совр. маш.-строит.
предприятий характерна организация т. н. сквозного транспорта, объединяющего
внутри- и межцеховые перемещения. Внешний П. т. предназначен для доставки
на предприятия сырья, топлива, материалов, оборудования и др. грузов, а
также для вывоза с территории предприятий готовой продукции в пункты передачи
её на магистральный транспорт или непосредственно потребителю. На пром.
предприятиях СССР используют различные виды транспорта: железнодорожный,
водный, автомобильный, напольный безрельсовый, конвейерный, канатно-подвесной,
монорельсовый подвесной (канатные и монорельсовые дороги) и трубопроводный
(гидравлический транспорт и пневматический). Технич. базу П. т. составляют:
ж.-д. и автомобильный подвижной состав, плавучие средства, подъёмно-транспортные
и погрузочно-разгрузочные машины, транспортные здания (напр., депо, гаражи,
ремонтные мастерские), сооружения (пути, дороги, причалы, эстакады, галереи
и др.).
На долю железнодорожного т р а н спорта
в пром-сти приходится 36% всего объёма перевозок сыпучих грузов. Протяжённость
ж.-д. путей составляет ок. 130 тыс. км. Наиболее развитые ж.-д.
хозяйства имеют чёрная и цветная металлургия, угольная и лесная промышленность,
машиностроение. Повышение технического уровня ж.-д. транспорта промышленных
предприятий выражается во внедрении прогрессивных видов тяги (тепловозов
и электровозов), 4- и 6-осных специализир. вагонов, в т. ч. саморазгружающихся,
средств автоматики и телемеханики, диспетчеризации. Средствами водного
транспорта выполняется в основном погрузка и разгрузка судов общего пользования,
а при наличии у предприятий собственного флота - также и внешние перевозки.
Напр., из общего объёма сухогрузов, перевозимых ежедневно речным транспортом
общего пользования, св. 25% загружается и выгружается на причалах пром.
предприятий, число к-рых превышает 1500, с общей длиной причальной линии
св. 157 км. Техническая оснащённость причалов, шахт, рудников, карьеров,
металлургич., машиностроит. и др. з-дов характеризуется наличием различного
оборудования: конвейеров, береговых и плавучих подъёмных кранов, пневмоперегружателей
и т. п. Доля автомобильного транспорта в общем объёме перевозок сыпучих
грузов, выполняемых П. т., составляет св. 46%. На предприятиях в различных
отраслях пром-сти для внутренних и внешних перевозок используются бортовые
автомобили и самосвалы, тракторные самосвалы, седельные тягачи, трайлеры,
троллейвозы и т. п. Напольный безрельсовый транспорт применяется преимущественно
на предприятиях обрабатывающей промышленности в качестве внутрицехового
П. т. (электропогрузчики, электротележки, напольные штабелёры) и межцехового
П. т. (автопогрузчики, авто- и электротягачи с прицепными тележками). Мобильность
и возможность работы с различными грузами при наличии необходимого для
этого ассортимента съёмных грузозахватных устройств делают применение погрузчиков
весьма эффективным также и в технологич. процессах. Конвейерный транспорт,
доля к-рого в общем объёме перемещения сыпучих грузов составляет 12%, обладает
высокой производительностью и возможностью полной автоматизации транспортно-перегрузочного
процесса, является одним из наиболее эффективных видов внутр. и внеш. П.
т. Применение его взамен ж.-д. и автомоб. П. т. позволяет более экономично
решать генеральные планы предприятий и обеспечивать доставку массовых сыпучих
грузов (уголь, руда, песок и др.) на большие расстояния (до 100 км и
более). Канатно-подвесной транспорт широко используется в пром-сти (угольной,
строит. материалов, металлургич., химич. и др.) для внутр. и внеш. перевозок
грузов (напр., полезных ископаемых от мест добычи к пунктам потребления
или передачи на др. виды транспорта, а породы в отвал). Монорельсовый транспорт
применяется гл. обр. в обрабат. пром-сти в качестве внутрицехового и межцехового
П. т. Технич. средствами этого вида П. т. являются электрич. тали, подвесные
электротягачи и электротележки. Гидравлический и пневматич. транспорт обладает
теми же преимуществами, что и конвейерный транспорт, и применяется в качестве
внутр. и внеш. транспорта машиностроит. предприятий, в угольной, горнорудной
и др. отраслях пром-сти. Гидротранспорт используется для удаления в отвалы
отходов литейного произ-ва, перемещения породы на открытых горных разработках,
для доставки полезных ископаемых. Пневмотранспорт применяется в качестве
внутреннего П. т. в машиностроении - для подачи материалов в литейные цехи,
для доставки в выработки шахт закладочного материала и т. п. Новый вид
пневмотранспорта - пневмокапсульный, как и гидротранспорт, перспективен
для перемещения грузов на большие расстояния.
Выбор вида П. т. производится на основе
технико-экономич. расчётов, трудоёмкость к-рых может быть значительно сокращена
при наличии заранее разработанных областей рационального применения различных
видов транспорта, в зависимости от основных факторов (напр., грузопотока,
дальности перевозок, рельефа местности и т. п.).
Технич. прогресс в области П. т. характеризуется
следующими гл. направлениями: совершенствование организации работ и управления
в результате внедрения комплексной производств. технологии, регламентирующей
весь процесс произ-ва, включая работы, выполняемые П. т., разработки взаимоувязанной
технологии работы П. т. с магистральным транспортом; развитие новых форм
организации управления ж.-д. и автомоб. П. т. на основе объединения их
в крупные отраслевые и межотраслевые предприятия и комбинаты; организация
специализир. баз по ремонту трансп. техники; внедрение централизов. межцеховых
перевозок по заранее разработанным маршрутам и графикам (расписанию); внедрение
автоматизир. управления П. т. как подсистемы АСУ предприятий; механизация
и автоматизация подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и
внедрение новой техники, особенно непрерывного транспорта, а также научной
организации труда, передового опыта и достижений науки и техники.
Лит.: Берников Л. Н., Пути совершенствования
работы промышленного транспорта, в сб.: Совершенствование и развитие промышленного
транспорта, М., 1970; Коновалов В. С., Организация, механизация и экономика
заводского транспорта, М., 1973. В. С. Коновалов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я