ПРОРОКИ
библейские [греч. профеты,
букв. прорицатели. Этим термином в Септуагинте (греч. перевод Ветхого завета)
и в Новом завете передаётся др.-евр. термин "нави" (мн. ч. "невиим")],
в Древней Палестине проповедники, в экстатическом состоянии предсказывавшие
будущее от имени бога, а также (с 8 в. до н. э.) религ.-политич. ораторы
и проповедники. Наиболее видные П. 9 в. до н. э.- Илия и его ученик Елисей,
своими обличениями вступившие в конфликт с царской властью. Вокруг них
группировались молодые П.- профессионалы, т. н. сыны пророков, жившие в
различных городах (Бет-Эль, Иерихон и др.). Образ Илии играл впоследствии
крупную роль в иудейской и христианской эсхатологии.
Усложнение обществ. отношений в израильско-иудейском
обществе, глубокое обострение социально-политич. противоречий обусловили
появление в 8 в. до н. э. т. н. пророческого движения, крупнейшими представителями
к-рого были Амос, Осия, Исайя (т. н. Первоисайя), Миха (8 в. до
н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум (7 в. до н. э.); Иезекиилъ,
т.
н. Второисайя, Аггей, Захария (6 в. дон. э.). Резко обличая преступления
богачей и власть имущих, П. выступали против обезземеления крестьян, угнетения
и произвола в отношении социальных низов, призывали к отказу от войн и
предсказывали победу социальной справедливости в будущем, когда люди "перекуют
мечи на орала" (Исайя). Требования П. централизации культа в связи с идеей
универсализма Яхве и этич. монотеизма объективно способствовали усилению
централизации и царской власти. П. утверждали превосходство морально-этич.
начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями
животных.
Религ.-политич. речи, проповеди и оракулы
(предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались
в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись (не всегда в
хронологич. порядке их создания) в отд. книги, окончательно отредактированные,
видимо, в период господства Ахеменидов (6-5 вв. до н. э.). По объёму книг
П. условно делят на "больших" и "малых"; до нас дошли сборники трёх "больших"
П.: Исайи (состоит из произведений живших в разное время двух, а возможно,
и трёх авторов), Иеремии и Иезекииля и 12 "малых" П. Произведения П. отличаются
богатством и яркостью поэтич. языка; они явились крупным вкладом в развитие
классич. др.-евр. языка и лит-ры. Пророческая лит-ра оказала большое влияние
на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию
и лит-ру. К идеям П. обращались также христианские еретич. движения средневековья,
идеологи крестьянских войн и других нар. движений, социалисты-утописты.
Лит.: Неatоn Е. W., The Old Testament
Prophets, Harmondsworth, 1958; Eissfeldt O., The prophetic literature,
в кн.: The old testament and modern study, ed. by H. H. Rowbey, Oxf., [1961];
Fohrer G., Geschichte der israelitischen Religion, В., [1968]. И. Д.
Амусин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я