ПРОСВЕЩЕНИЕ
идейное течение эпохи
перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся
буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Зап. Европы (где
П. распространилось в 18 в., а частично, напр. в Англии, и в 17 в.) движение
это было настолько широким и влиятельным, что уже у его современников возникло
представление о пришедшей на смену "мрачному средневековью" эпохе Просвещения
(франц. siecles des lumieres, нем. Zeit der Aufklarung, англ. Age of Enlightenment).
Термин "П." встречается у Вольтера, И. Гердера и др.; он окончательно утвердился
после статьи И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784). Ист. и филос. наука
19 в. стала характеризовать П. как эпоху безграничной веры в человеческий
разум ("век разума", "век философов"), в возможность перестроить общество
на разумных основаниях, как эру крушения теологич. догматизма, торжества
науки над ср.-век. схоластикой и церк. мракобесием. К. Маркс и Ф. Энгельс
показали, что П. является этапом в истории антифеод. идеологии, они различали
в П. его идеологич. форму и стоящее за ней социальное, классовое содержание.
Исходя из этого, марксистская наука расширила объём понятия П., в к-рое
наряду с узко рационалистич. доктринами стали включать и другие антифеод.
идейные течения эпохи (напр., руссоизм; движение "Бури и натиска" в Германии).
В. И. Ленин в статье "От какого наследства мы отказываемся?" (1897), характеризуя
прогрессивное направление домарксистской обществ. мысли, впервые показал,
что П. имело место не только в Зап. Европе, но и в России. Совр. сов. исследователи,
изучая проблемы П., привлекают материал, касающийся не только П. в зап.-европ.
странах и в Сев. Америке, но и аналогичных идейных движений в странах Вост.
Европы, Востока, рассматривая, т. о., П. не как локальное, а как всемирно-ист.
явление.
Наряду с термином "П." употребляется термин
"просветительство" как однозначный ему; иногда эти понятия разграничивают,
причём одни учёные считают более широким понятие "просветительство", другие-
"П.". Встречается в лит-ре и понимание просветительства как "сниженного",
неполного варианта П., а также как идейного течения "вторичного" порядка
(т. е. возникшего в некоторых странах под влиянием идей зап.-европ. П.).
Просвещение в странах Западной Европы
и в Северной Америке. Идеология П. возникла в условиях кризиса феод.
системы, появления в её недрах капиталистич. производств. отношений, порождающих
новые обществ. противоречия и формы классовой борьбы.
Западноевропейское П. многими нитями было
связано с Возрождением. Это признавали и подчёркивали сами просветители.
Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистич. идеалы, преклонение
перед античностью, ист. оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые
производили переоценку прежних ценностей, ставили под сомнение старые (феод.-церк.)
догмы, традиции и авторитеты. Однако идеология П. возникла на более зрелой
стадии формирования капиталистич. уклада и антифеод. борьбы. Поэтому просветительская
критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру
общества и государства. "...В XVIII веке буржуазия достаточно окрепла для
того, чтобы создать собственную идеологию, соответствующую ее классовому
положению..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
21, с. 294). Идеологи П. поставили вопрос о практическом устройстве будущего
общества, считая краеугольным его камнем политич. свободу и гражд. равенство,
поэтому их критика была направлена не только против деспотизма церкви,
но и против деспотизма абсолютной монархии. Они выступали против всего
феод. строя с его системой сословных привилегий. В. И. Ленин отмечал одушевление
просветителей "...горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям
в экономической, социальной и юридической области" (Полн. собр. соч., 5
изд., т. 2, с. 519). Идеология П. становилась активным фактором, помогавшим
расшатывать старый, феод. строй, П. (особенно во Франции) было прямой идеологич.
подготовкой бурж. революции - деятели П. "...просвещали головы для приближавшейся
революции..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
20, с. 16). В эпоху П. передовые антифеод. идеи перестали быть достоянием
узкого круга идеологов. Значительно возросло число книг, брошюр, памфлетов,
листовок (в т. ч. и запрещённых), пропагандировавших просветительские идеи
и обращённых к широкому демократич. читателю.
Эпоху П. в Зап. Европе предваряет широко
развернувшийся в 17 в. общий прогресс реальных знаний, необходимых для
нужд материального производства, торговли и мореплавания. Науч. деятельность
Т. Гоббса, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, И. Ньютона, Б. Спинозы и голл. картезианцев
(см. Картезианство) знаменовала важный этап в освобождении науки
от духовной власти религии, бурный рост точных и естеств. наук - физики,
математики, механики, астрономии, становление материализма нового времени
(хотя и в его метафизич., механистич. форме и только в объяснении природы).
Научно-технич. прогресс сопутствовал и способствовал формированию антифеод.
идеологии.
Ею проникнуты были филос. воззрения просветителей,
формировавшиеся в соответствии с наукой того времени. Мн. просветители
развивали материалистич. учения о материи как единственной реальности,
обладающей бесконечным разнообразием свойств. В полемике с теистич. учением
(см. Теизм) о сотворении мира богом они рассматривали природу как
изначально организованное целое, связанное цепью естественных причинно-следственных
связей и законов. В теории познания было развито сенсуалистич. направление
(см. Сенсуализм), отрицавшее существование врождённых идей (включая
идею бога), а источником человеческого знания считавшее ощущения, восприятия
(результат воздействия на человека внеш. мира). Оставаясь в основном в
рамках механистич. и метафизич. материализма, материалисты эпохи П. (прежде
всего французские) в ряде важных вопросов подошли к диалектич. пониманию
природы. Они впервые в истории философии сделали из материализма атеистич.
и социально-политич. выводы, направленные против феод. мировоззрения и
обществ. строя.
Феод.-религ. догмам о божеств. происхождении
монархич. власти и всех феод. установлений просветители противопоставили
рационалистич. теории общества и государства, морали и даже самой религии
(деизм,
идея
"естественной религии", религии разума).
С культом разума связано стремление просветителей
подчинить идеальному, разумному началу и обществ. строй, гос. учреждения
(к-рым надлежало, по их мнению, заботиться об "общем благе"), и жизнь людей
(обществ. нравы и обычаи). Феод. строй и его институты расценивались как
"неестественные", "неразумные". В вопросах обществ. развития просветители
были идеалистами; их теории, базировавшиеся на абстрактных представлениях
о неизменной человеческой природе, о "человеке вообще", отличались антиисторизмом
и метафизичностью. Но в тех условиях эти теории, в частности теория естественного
права, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей,
идеологически обосновывали требования демократич. свобод. Против феод.-абсолютистского
государства была направлена теория общественного договора, согласно
к-рой государство представляло собой не божеств. установление, а институт,
возникший путём заключения договора между людьми; эта теория давала право
народу лишить власти государя, нарушающего условия договора, плохо охраняющего
естественные права граждан. Нек-рые из просветителей возлагали надежды
на "просвещённого монарха", рассчитывая, что абсолютизм, уже лишивший политич.
независимости феод. сеньоров, осуществивший преобразования, направленные
на ликвидацию провинциальной обособленности и установление политич. единства
нации, в дальнейшем проведёт необходимые бурж. реформы,- возникла идея
просвещённого
абсолютизма. Однако та часть просветителей, к-рая в большей мере представляла
интересы народа, шла значительно дальше, отстаивая идеи нар. суверенитета
и демократич. республики.
В области экономики большинство просветителей
считали нормальным соревнование частных интересов, требовали введения свободы
торговли, правовых гарантий частной собственности от феод. ограничений
и произвола (с П. связаны экономич. теории физиократов и др. направлений
классической
буржуазной политической экономии).
Оружием борьбы с феод. мировоззрением была
для деятелей П. и история, к-рую они рассматривали как "школу морали и
политики". Для просветительских взглядов на историю наиболее характерны:
изгнание теологии из объяснения историч. процесса; резко отрицат. отношение
к ср. векам (к-рые объявлялись эпохой невежества, фанатизма, религ. предрассудков,
тирании); преклонение перед античностью (здесь просветители искали подтверждения
своих идеалов); ист. оптимизм, вера в прогресс, рассматривавшийся как поступательное
развитие культуры, торговли, пром-сти, техники; всемирно-ист. подход, представление
о человечестве как едином целом, признание закономерного характера ист.
развития (подчинённого определённым "естественным законам").
В соответствии со всей системой взглядов
просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось их
особое внимание к проблемам воспитания. Они не только беспощадно критиковали
пережитки ср.-век. системы воспитания, но и внесли новые принципы в пед.
науку (Дж. Локк, К. А. Гельвеции, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, позднее швейц.
педагог-демократ И. Г. Песталоцци и др.) - идеи решающего влияния среды
на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия
воспитания человеческой природе, естеств. склонностям ребёнка, требование
реального образования и др.
Деятели П. противопоставляли христианско-религ.
морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ и безусловного подчинения
индивида церк.-феод. иерархии идеи эмансипации личности, раскрепощения
её от уз феод. морали, религии, сословных и иных ограничений, индивидуалистические
теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но
в эту же эпоху (особенно накануне Великой франц. революции) получили развитие
и иные этич. и гуманистич. принципы - возникла идея новой гражданственности,
требовавшей самоограничения личности, дисциплинирования индивида в духе
революц. морали,- благо гос-ва, республики ставится выше блага отд. человека.
Не только философия П., взгляды на историю,
политику, мораль, но и эстетич. воззрения просветителей, их художеств.
творчество складывались в единую систему, пронизанную отрицанием феод.
идеологии, духом борьбы за раскрепощение личности. Идеология П. находила
выражение в разных художеств. направлениях лит-ры, изобразит. иск-ва: просветительском
классицизме,
просветительском
реализме, сентиментализме (к-рый многими гранями соприкасался с
просветительским реализмом); ни одно из них не стало направлением, единственно
выражавшим эпоху, в большинстве случаев они сосуществовали. Но все эти
художеств. направления несли просветительскую идейную нагрузку. Для них
было характерно утверждение некой нормы и отрицание всего, что её нарушает
или искажает. Просветительский реализм исходил из нормы, устанавливаемой
разумом, нарушение её обличалось или высмеивалось в сатирич. жанрах лит-ры,
утверждение же нормы (определённого этич. или обществ. идеала) олицетворялось
в образах положит. героев семейно-бытового романа, т. н. мещанской драмы.
Для
сентименталистов нормой человеческого поведения было "естественное", поэтому
они признавали приоритет не разума, а чувства, что было своеобразной формой
протеста против сословных предрассудков, политич. насилия и иных форм нарушения
нормы (естественных прав). Эстетика просветительского классицизма ставила
проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом; "добрая
природа" человека противопоставлялась человеку "социальному", "продукту
среды", нарушающему этич. норму (идеал). Для писателей эпохи П. характерно
стремление приблизить лит-ру к жизни, превратить её в действенный фактор,
преобразующий обществ. нравы. Лит-ру П. отличало ярко выраженное публицистич.,
пропагандистское начало; она несла высокие гражд. идеалы, пафос утверждения
положит. героя и т. д. В наиболее выдающихся произв. просветительской художеств.
лит-ры известная ограниченность просветительского мышления, дидактичность,
назидательность преодолевались. Яркие образцы просветительской художеств.
лит-ры дали Вольтер, Руссо, Дидро, П. О. К. Бомарше (Франция), Г. Э. Лессинг,
молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер (Германия), С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т.
Дж. Смоллетт, Р. Б. Шеридан (Англия) и мн. др. Ведущую роль среди лит.
жанров играли сатирич. и семейно-бытовой роман, "роман воспитания", сатирико-нравоучит.
эссе, философская повесть, драма, особенно т. н. мещанская драма.
Осн. направлениями в изобразит. иск-ве
этой эпохи были классицизм, обретший отчётливо просветительский оттенок
(напр., в творчестве арх. К. Н. Леду и живописца Ж. Л. Давида во Франции),
и просветительский реализм, распространившийся преим. в живописи и графике
(Ж. Б. Грёз во Франции, У. Хогарт в Англии, Д. Н. Холовецкий в Германии
и др.).
Идеи П. оказали существ. влияние и на музыку
(особенно во Франции, Германии, Австрии). Просветители (Руссо и Дидро во
Франции, И. И. Винкельман и Лессинг в Германии и др.) выработали новую
систему эстетических (в т. ч. муз.-эстетич.) взглядов. Их воззрения на
задачи муз.-драматич. иск-ва непосредственно подготовили оперную реформу
К. В. Глюка, провозгласившего "простоту, правду и естественность" единств.
критериями красоты для всех произведений иск-ва. Общественно-политич.,
этич. и эстетич. идеи просветителей явились духовной основой формирования
венской
классической школы, ярко проявившись в творчестве её крупнейших представителей
- Й. Гайдна, В. А. Моцарта, в музыке к-рых главенствует оптимистич., гармоничное
мировосприятие, Л. Бетховена, в творчестве к-рого, проникнутом духом героики,
нашли отражение идеи Великой франц. революции.
Острота противоречий между нарождавшимся
капитализмом и феодализмом, неразвитость внутр. антагонизмов бурж. общества
дали возможность просветителям выступать в качестве представителей интересов
всей угнетённой нации, определили смелость бурж. мысли того времени. Это
позволяет говорить о едином просветительском лагере, единой антифеод. просветительской
идеологии, несмотря на неоднородность П., идейные и политич. расхождения
внутри лагеря просветителей по многим политич., идеологич., филос. и др.
вопросам. Тяжёлое положение гор. и сел. бедноты, страдавшей от двойного
(феод. и капиталистич.) гнёта, создавало условия и для возникновения особой,
эгалитаристской (см. Эгалитаризм) и коммунистич. тенденций в просветительской
лит-ре.
Различия социально-экономич. условий и
нац. традиций обусловили специфику П. в разных странах.
В Англии просветительская мысль имела своим
истоком идеологию, рождённую Англ. бурж. революцией 17 в. Однако англ.
П. сложилось уже в послереволюц. эпоху, когда "героический период" революции
завершился компромиссом между крупной буржуазией и частью зем. аристократии
("Славная революция" 1688-89). Этот классовый компромисс отчётливо проявился
в филос. и политич. теориях Дж. Локка. В условиях быстрого технич. прогресса
и возраставшего экономич. могущества Англии П. в нач. 18 в. проходило под
знаком социального оптимизма. Большой популярностью пользовалось учение
о всеобщей гармонии (А. Шефтсбери и др.). Оптимистич. мироощущение окрашивало
англ. филос. и художеств. мысль 1-й пол. 18 в. (напр., "Опыт о человеке"
А. Попа, 1732-34). Критике подвергались лишь моральные изъяны общества,
устранимые просвещением и прогрессом. Просветители прославляли экономич.
процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего
присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Д. Дефо первый представил
совр. ему буржуа как "естественного человека". К "Робинзону Крузо" (1719)
восходят все последующие робинзонады бурж. лит-ры, философии и политич.
экономии, в к-рых отдельный изолированный (взятый вне обществ.-ист. связей)
индивид становился исходным пунктом для построения всей системы обществ.
отношений. Однако не все просветители разделяли оптимистич. иллюзии. Нек-рые
из них отвергали миф о гармонии и универсальном добре и утверждали, что
в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления (Б. Мандевиль,
прямо полемизировавший с Шефтсбери). Дж. Свифт, веривший в добрую природу
человека, считал, однако, что в реальном исторически сложившемся обществе
не существует ни гармонии, ни добродетели; идеальное "естественное состояние",
одухотворённое добродетельным разумом, он находит лишь в иронич. утопии
- царстве разумных лошадей ("Путешествие Гулливера"), Борьба двух противоположных
тенденций - вера в благую природу человека и показ столкновения эгоистич.
интересов в реальной жизни - пронизывает романы Г. Филдинга. Идеализированный
"естественный человек" с его добродетелями одерживает в романах Филдинга
верх над силами эгоизма и своекорыстия. Но в творчестве Филдинга и особенно
Т. Дж. Смоллетта, в романах к-рого не доброта, а эгоизм, беспринципность,
жадность выступают как главные свойства "человеческой природы", уже назревал
кризис просветительского оптимизма. Англ. "вольнодумцы" 18 в.- Дж. Толанд,
А. Коллинз, Дж. Пристли и др.- развивали в деистической форме идеи материализма,
пропагандировали осн. идеи П.- культ разума, призванного заменить слепую
веру, равенство людей от рождения, свободу совести и др. Во Франции П.
на первых порах заимствовало многие идеи у англичан, но, в отличие от "послереволюционного"
англ. П., французы применяли их в преддверии революции, в условиях острой
политич. борьбы. Просветительская критика была здесь более действенной
и получила огромный обществ. резонанс, будучи направлена в первую очередь
против феодальных учреждений, а не обществ. нравов. П. 18 в. имело здесь
таких блестящих предшественников, как П. Гассенди, П. Бейль и выдающийся
революционный демократ, материалист, атеист Ж. Мелье. Идейными вождями
"старшего поколения" франц. просветителей 18 в. были Вольтер и Ш. Монтескье.
Филос. основой их воззрений был деизм. С позиций разума франц. просветители
боролись с религ. мировоззрением, решительно выступая против католической
церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад
в разработку просветительской философии истории. Веря в историч. прогресс,
они обычно не связывали его с политич. развитием масс, возлагая надежды
на "просвещённого монарха" (Вольтер) или пропагандируя конституц. монархию
по англ. образцу и "разделения властей" теорию (Монтескье). Деятели
2-го этапа франц. П.- Д. Дидро, К. А. Гельвеции, П. А. Гольбах и др.- были
в своём большинстве материалистами и атеистами. Центр. событием этого этапа
стал выпуск "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел"
(1751-80). В этом издании, распространявшем антифеод. критику на все области
идеологии, принимали участие Дидро - гл. организатор "Энциклопедии", Д'Аламбер,
Вольтер, Монтескье, Гельвеции, Гольбах, Ф. Кенэ, А. Тюрго, Э. Б. Кондильяк,
Ж. А. Кондорсе и мн. др. (см. Энциклопедисты). По мере приближения
революции росло влияние произведений, содержавших более радикальную критику
феод. строя и воспринимавшихся как прямой призыв к революции (прежде всего
трактат Ж. Ж. Руссо "Об общественном договоре...", 1762). Руссо считал,
что, избавившись от сословного строя, люди должны добровольно ограничить
свою свободу во имя интересов общества. В будущем разумном обществе вместо
суммы личных интересов, конкурирующих между собой, установится единая воля,
носителем к-рой выступит гос-во. Новая гражданственность ограничит благо
каждого во имя блага всех. В этом и был корень аскетич. добродетели якобинцев
- последователей Руссо. Учение о новой морали и о царстве разума, несмотря
на субъективную убеждённость франц. просветителей в том, что их проекты
несут счастье всему человечеству, на самом деле было "...не чем иным, как
идеализированным царством буржуазии..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 17). Выразителями особых стремлений и чаяний
нар. низов, только формирующейся демократической идеологии стали создатели
ранних коммунистич. утопич. теорий - Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли.
Под сильным воздействием идей англ. и франц.
П. (особенно идей Дж. Локка. франц. материалистов, Ж. Ж. Руссо) формировалось
просветительское движение в Сев. Америке, где оно стало идейным знаменем
первой бурж. революции на Амер. континенте - Войны за независимость
в Северной Америке 1775-83. Ведущими деятелями амер. П. были: Б. Франклин
- учёный, экономист, писатель, организатор Амер. филос. общества (1743);
Т. Джефферсон - революц. демократ, автор Декларации независимости 1776;
Т.
Пейн - самый радикальный из амер. просветителей. Для амер. П. характерна
резко выраженная антиклерикальная позиция, противопоставление христ. религ.
культу культа разума. С особенно резкими нападками на христ. церковь выступали
Пейн, И. Аллен, К. Колден. Амер. просветители были деистами (не атеистами),
ведущим здесь было радикальное, демократич. крыло деистов. Они пропагандировали
и другие передовые филос. и обществ. теории своего времени: стояли на позициях
рационализма, теории естественного права, развивали положение о врождённом,
естественном равенстве людей, были сторонниками республики. Демократизм,
непосредственное участие в революции были характерны для большинства амер.
просветителей, делавших из своей философии революц. выводы, отстаивавших
идеи нар. суверенитета, обосновывавших право народа на революцию. Материалистич.
идеи развивали учёные-просветители Т. Купер, Б. Ращ, Дж. Бьюкенен, подчёркивавшие
необходимость связи философии с естеств. науками. Помимо науч. трудов и
политич. публицистики, П. получило отражение в художеств. лит-ре (поэзия
Ф. Френо, сатирич. романы X. Брекенриджа). Революц.-демократич. идеи амер.
П. и особенно конституц. документы, принятые в революц. эпоху и воплотившие
идеи П.,- виргинская Декларация прав (1776), Декларация независимости 1776-оказали
влияние на идеологию и законодательство Великой франц. революции.
В Италии П. ("Illuminismo") было связано
с борьбой за нац. объединение. Большое место в трудах просветителей занимал
вопрос о едином лит. итал. языке: "Опыт философии языков" (1800) М. Чезаротти,
статьи в "Венецианской газете" и "Наблюдателе" (изд. Г. Гоцци), журналах
"Литературный бич" (издатель Дж. Беррети) и "Кафе" (издатели братья П.
и А. Верри). Особенно отчётливо просветительские идеи сказались в творчестве
и деятельности философов, юристов, экономистов П. Верри, Ч. Беккариа, Г.
Филанджери. В художеств. лит-ре итал. П. ведущая роль принадлежала К. Гольдони,
создателю реалистич., выражавших демократич. идеи бытовых комедий, В. Альфьери,
автору классицистич., проникнутых идеями П. трагедий.
В Испании П. развивалось под влиянием идей
франц. физиократов и энциклопедистов. Просветители 18 в. подвергли критике
ср.-век. схоластику и религ. догмы, проповедовали опытное знание, просветительскую
эстетику (Б. Фейхоо), отстаивали принципы атомизма Гассенди (философы А.
Эксимено-и-Пухадес, Хуан Андрее, А. Авенданьо, X. Б. Берии и др.), развивали
учение физиократов (П. Кампоманес и др.). Одним из крупнейших деятелей
П. был Г. Ховельянос. Несмотря на известную слабость и половинчатость П.
в Испании, просветители здесь внесли существенный вклад в идейную подготовку
1-й Исп. революции 1808-14.
В Германии на П. наложили отпечаток относительная
экономич. и политич. отсталость страны, её раздробленность, политич. незрелость
нарождавшейся буржуазии. Просветительская деятельность в Германии отражала
протест против феод. раздробленности, абсолютистского произвола, идейной
нетерпимости. Творчество ранних нем. просветителей носило умозрительный,
теоретич. характер. Первое выражение П. получило в сфере науки и философии.
Труды X. Томазия, Г. В. Лейбница, X. Вольфа знаменуют ранний, оптимистич.
этап П., связанный с утверждением всемогущества разума, к-рый способен
разрешить любые противоречия реального мира. На этом этапе важно было отделить
философию от теологии, обосновать свободную от религии светскую мораль,
эмансипировать науч. знание (хотя при слабости материалистич. направления
в нем. П. борьба с официальной церк. идеологией приобретала здесь чаще
всего половинчатый, компромиссный характер). У ранних просветителей социально-обличит.
мотивы звучали ещё слабо. С кон. 50-60-х гг. 18 в. усилились критика существующего
строя, протесты против феод. произвола. На этом этапе центр. фигурой П.
стал Г. Э. Лессинг с его обличением феод. тирании, осуждением религ. нетерпимости.
Лессинг обосновывает принципы эстетики просветительского реализма. Ф. Г.
Клопшток открывает традицию гражд. лирики, утверждает самобытный путь нем.
поэзии. И. И. Винкельман, в противовес нем. условиям жизни, превозносит
породившую великое иск-во демократию древних греков. И. Г. Гердер утверждает
единство ист. процесса, развивает принципы историзма и нац. своеобразия
в искусстве. Эти идеи оказали большое влияние на деятелей нем. П., связанных
с движением "Бури и натиска", развившимся в 70-х гг. 18 в. Это движение,
проникнутое духом бунтарства, отразило рост антифеод. настроений (творчество
молодого И. В. Гёте, ранние драмы Ф. Шиллера, пьесы Ф. М. Клингера и Я.
М. Р. Ленца, баллады Г. А. Бюргера, лирика и публицистика К. Ф. Д. Шубарта
и др.). Последний этап нем. П. связан с переворотом в умах, порождённым
Великой франц. революцией. В этих условиях в рамках нем. П., с одной стороны,
формировалась революц.-демократич. идеология (нем. "якобинцы" - Г. Форстер,
В. Л. Векрлин, А. Ребман), а с другой - т. н. веймарский классицизм Гёте
и Шиллера (веймарского периода их жизни), устремивших свои поиски в сторону
гуманистич. морали, эстетич. воспитания как средства разрешения противоречий
культуры и истории; наметился выход за рамки просветительской идеологии,
развивалась антибурж. тенденция. Выход за пределы рационализма П. обозначился
и в философии И. Канта, взгляды к-рого Маркс назвал "...немецкой теорией
французской революции..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с.
88). Нем. П. 2-й пол. 18 в. существенно обогатило развитие общеевроп. просветительской
мысли и явилось своего рода итогом всего зап.-европ. П.
В эпоху, наступившую после Великой франц.
революции, несоответствие между просветительскими идеалами и устанавливавшимся
бурж. строем, обнажение противоречий капиталистич. общества (в условиях
начавшегося пром. переворота) влекли за собой возрастающее разочарование
прогрессивных мыслителей в результатах революции и бурж. прогресса в целом,
осознание того, что "...установленные „победой разума" общественные и политические
учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой
на блестящие обещания просветителей" (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 193).
Кризис просветительской идеологии (в англ. П. он наметился уже в 18 в.),
выразившийся в скептич. пересмотре возможностей человеческого разума, сомнении
в бурж. прогрессе, разрушении эстетич. просветительского идеала и др.,
всё более выявлявшиеся слабые стороны и ограниченность системы просветительского
мировоззрения (антиисторизм, метафизичность, жёсткая нормативность и др.)
привели в 1-й пол. 19 в. к утверждению - в качестве господствующего - нового
идейного и художеств. течения - романтизма. Одновременно шло наступление
на идеологию П. как со стороны сил феод. реакции, так и - в возрастающей
степени - со стороны идеологов самой буржуазии, становившейся всё более
консервативной. В направлениях бурж. обществ. мысли взгляды просветителей
вульгаризировались, теряли свою революц. направленность (напр., утилитаризм
И.
Бентама и Дж. С. Милля, позитивизм О. Конта и др.), истолковывались
в духе бурж. либерализма, оборачиваясь апологетикой бурж. строя.
Генетически сохранял известную связь с идеями П. утопический социализм,
представлявший,
однако, уже качественно новый этап в развитии обществ. мысли. Неразрешённость
задач бурж. революции в ряде стран вызывала оживление идей П. и в 19 в.
Напр., в Германии это проявилось в филос. творчестве Л. Фейербаха, в ист.
концепциях историков гейдельбергской школы (Ф. К. Шлоссер и др.).
Просвещение в России. В России,
как и в Зап. Европе, П. представляло собой процесс духовной подготовки
бурж. революции, характерную форму антифеод. идеологии, пока и поскольку
она отражала нерасчленённость антифеод. сил. Осн. черты П. в России сформулированы
В. И. Лениным: 1) вражда "...к крепостному праву и всем его порождениям
в экономической, социальной и юридической области"; 2) "...защита просвещения,
самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации
России"; 3) "...отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян,
...искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет
с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому" (Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 519). Наличие родственных черт между зап.-европ.
и росс. антифеод. движением обусловило совпадение осн. идей П. в России
и Зап. Европе, сходство его проявлений в философии, иск-ве, лит-ре и др.
формах духовной жизни (борьба с религиозно-моральным догматизмом, рационализм,
теории естественного права, обществ. договора, "разумного эгоизма" и т.
п.). Своеобразие ист. процесса (характер самодержавия и крепостного права,
позднее развитие капитализма и формирование буржуазии в класс) определило
особенности рус. П.: необычайную остроту в постановке крест. вопроса, преобладание
в числе просветителей выходцев из дворянства, воздействие на П. противоречий
бурж. развития зап. стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма
- с другой. Проблема ликвидации крепостничества, бывшая средоточием всей
идеологич. и политич. борьбы на протяжении столетия (1760-е гг.- 1861),
обусловила длительность и сложность процесса П. в России, к-рое развивалось
то сопутствуя стихийным выступлениям крест. масс, то откатываясь назад
под давлением феод. реакции, то сопровождая отд. либеральные начинания
верхов. Представители рус. П., объединённые общей задачей борьбы с крепостнич.
порядками и феод. идеологией, расходились во взглядах при разработке положит.
программ и концепций как в сфере социально-политической, так и в различных
областях культуры. Нек-рые просветители отстаивали идею т. н. просвещённого
абсолютизма, надеялись на реформы сверху, к-рые позволили бы избежать кровопролития,
неизбежного при насильств. обществ. переворотах, осуществляемых "тёмными"
массами (в совр. лит-ре существует точка зрения, отождествляющая П. только
с этим течением). Представители др. направления считали необходимым приобщить
к науке, к "свету разума" и активному созидат. творчеству трудовой народ;
нек-рые из них приходили к идее общенар. восстания против деспотизма, выдвигали
требования демократич. республики и политич. равенства всех граждан. Расхождение
в стремлениях "левых" и "правых" в рус. П. было более значительным, чем
в зап.-европ. П. Нек-рые просветительские идеи встречались у деятелей "учёной
дружины" Петра I (Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев) и в
ещё большей степени у М. В. Ломоносова: критика церкви, идея внесословной
ценности человека, концепция просвещённого абсолютизма.
Расцвет раннего рус. П. относится к 1760-80-м
гг., когда появились произведения Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я.
Поленова, Я. П. Козельского, С. Е. Десницкого и др. Первые рус. просветители
возлагали надежды на "просвещённого монарха", справедливые законы, осн.
на естественном праве, смягчение нравов в результате распространения образования
и правильного воспитания; выступали за пробуждение нац. самосознания и
достоинства личности, за патриотизм, равно чуждый и нац. спеси, и "чужебесию".
В сатирич. журналах Новикова, в комедиях Фонвизина осуждались помещичье
"жестокосердие", невежество, грубость нравов как результат растлевающего
влияния крепостнических отношений. Идеал рус. просветителя 18 в.- гуманный,
образованный, внимательный к своим крестьянам дворянин (Стародум, Правдин
в "Недоросле"). В пед. трудах Новикова вопреки офиц. педагогике, пронизанной
идеей подчинения личности гос-ву, на первом месте стоял человек, его личность,
его счастье.
Распространение идей П. вызвало противодействие
росс. пр-ва и церкви. Екатерина II, состоявшая в переписке с многими зап.-европ.
просветителями и прослывшая среди них "мудрецом на троне", с рус. просветителями
вела борьбу в печати и путём репрессий. Цензурным запретам и искажениям
подверглась диссертация Д. С. Аничкова о происхождении религии (1769),
Фонвизину было запрещено издавать задуманный им журнал (1788), Новикову
- продолжать книгоиздат. дело, сам он был заключён в крепость (1792). Вынуждены
были прекратить издат. деятельность И. А. Крылов (1793) и И. Г. Рахманинов,
предпринявший издание сочинений Вольтера (из 20 томов вышло 4). Выход из
тупика, в к-ром оказалась просветительская мысль, был найден А. Н. Радищевым.
Он отверг упования на "просвещённого монарха", на благотворную силу просвещения,
выдвинул идею нар. революции против самодержавия. Его кн. "Путешествие
из Петербурга в Москву" (1790) стала вершиной рус. П. 18 в., а автор её
- родоначальником революц. направления в рус. П.
Идеология рус. просветителей нач. 19 в.
(В. В. Попугаев, И. П. Пнин, А. П. Куницын и др.), продолжая оставаться
умеренной в политич. и теоретич. отношениях, всё более наполняется бурж.
содержанием.
Первой попыткой претворения идей П. в жизнь
было движение декабристов, деятельность и лит. творчество к-рых
(П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер и др.) отличали идеи гражд.
служения, активной борьбы за воплощение идеалов общечеловеческой свободы
и разумного общества.
Возбуждение обществ. мнения в последекабристский
период было в значит. мере обязано художеств. лит-ре, особенно творчеству
А. С. Пушкина. Вклад в развитие идей П. внесли Н. В. Станкевич, Н. А. Полевой,
Н. И. Надеждин. В 40-е гг. благодаря лит.-критич. выступлениям В. Г. Белинского,
филос. трудам и художественным произведениям А. И. Герцена, деятельности
петрашевцев рус. П. поднялось на качественно новую ступень. Сильное воздействие
идей П. испытали лит-pa и иск-во ("натуральная школа", М. Е. Салтыков-Щедрин).
Вершина П. этого периода - письмо Белинского к Гоголю (1847), распространявшееся
в списках. Обличая ретроградство существующего режима, утверждая неизбежность
социальных преобразований, защищая концепцию обществ. "действования" в
пользу народа, рус. просветители 40-х гг. обращались к действительности
и науке Зап. Европы. Наиболее радикальные из западников не могли
не заметить значит. противоречий, к-рые были присущи развивавшемуся зап.-европ.
капитализму.
Различия внутри рус. П., наметившиеся ещё
со времени Радищева, к сер. 19 в. стали более резкими: сформировалось 2
направления рус. П.- либерально-реформаторское и революционно-демократическое.
Представители первого (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) выступали против
привлечения нар. масс к общественно-политическим преобразованиям. Революц.
демократы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Герцен, Н. П. Огарёв и
др.), напротив, видели осн. задачу в пробуждении революц. инициативы народа.
Однако общность антифеод. целей позволяла обоим направлениям П., несмотря
на теоретич. разногласия, до нач. 1860-х гг. выступать совместно по мл.
вопросам. Революционная ситуация 1859-61 и крестьянская реформа
1861 провели окончат. размежевание: радикальное крыло просветителей,
открыто провозгласив революц.-демократич. и социалистич. программу, решительно
стало на сторону ограбленного крестьянства. От них отмежевалось либеральное
течение, напуганное крест. движением и отчасти удовлетворённое царской
реформой. Часть просветителей открыто перешла в лагерь охранителей (М.
Н. Катков). В 1860-е гг. всё более расходившиеся течения рус. П. ещё выступали
вместе против пережитков крепостничества: М. Е. Салтыков-Щедрин и Д. И.
Писарев, с одной стороны, И. С. Тургенев и Ф. П. Еленев (Скалдин) - с другой.
Осн. задачи рус. П. после реформ 1860-х гг., направивших Россию на путь
капитализма, оказались исчерпанными, и как специфическое явление оно прекратило
существование. Радикальное, революц.-демократич. течение рус. П., выражавшее
интересы трудового крестьянства, пошло по пути народничества. Либеральное
течение защищало интересы молодой рус. буржуазии. Поскольку пережитки феод.
системы сохранялись в России до 1917, элементы просветительства присутствовали
как в произведениях писателей-народников, так и в либеральной журналистике,
но особенно в творчестве Тургенева, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко. Своеобразными
просветителями выступали многие мыслители и писатели народов Росс. империи,
боровшиеся за рост гражд. и нац. самосознания, против нац., феод. и религ.
гнёта (И. Франко и Т. Г. Шевченко на Украине, А. Хыждеу в Молдавии, М.
Ф. Ахундов в Азербайджане, X. Абовян в Армении, И. Чавчавадзе в Грузии,
Ч. Валиханов и Абай Кунанбаев в Казахстане и др.). Наследницей идей росс.
просветителей, их борьбы против феод.-самодержавных порядков выступила
революц. социал-демократия.
Просвещение в других странах Восточной,
Центральной и Юго-Восточной Европы. В этих странах, хотя не дозревших в
18 - нач. 19 вв. до бурж. революций, но уже вступивших в стадию разложения
феод.-крепостнич. строя, объективная потребность в антифеод., бурж. преобразованиях
явилась основой распространения просветительской идеологии, усвоения передовыми
представителями интеллигенции идей зап.-европ. П. Вместе с тем П. оказывалось
здесь нередко выраженным менее отчётливо, признаки его проявлялись часто
в сложном сплаве с иными, непросветительскими чертами. С др. стороны, относит.
замедленность капиталистич. развития, тормозившегося сохранявшими силу
феод. отношениями, порождала живучесть здесь просветительских идей, их
возрождение. У мн. народов Центр., Юго-Вост. и Вост. Европы просветительская
идеология получала дополнит. импульс в борьбе за нац. освобождение (большинство
юж. и зап. славян, венгры, а также греки) - здесь имел место синтез прогрессивных
черт отечеств. нац.-патриотич. традиции с идеями зап.-европ. П. Для этих
стран П. стало идейной основой 1-й фазы т. н. нац. возрождения (2-я фаза
обычно проходила уже под знаменем романтизма). В качестве носителей просветительских
идей видную роль здесь (напр., в Польше, Венгрии) играли интеллигенты дворянского
происхождения. Очень яркое проявление П. в этих странах находило в филологии
(защита нац. языка) и в ист. науке (разработка отечеств. истории, идея
ист. общности славян - у слав. народов).
В Польше П. 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. было
тесно связано с нац.-освободит. движением. Во главе польск. П. стояли находившиеся
под влиянием франц. просветителей Г. Коллонтай, С. Сташиц, Я. и Е. Снядецкие
- антиклерикалы, материалисты, противники сословного строя и крепостного
права, проповедовавшие идеи т. н. польск. якобинства, отстаивавшие принципы
равноправия наций, неприкосновенности нац. суверенитета, естеств. права
и обществ. договора.
Главной фигурой югославянского П. был серб.
философ-рационалист Д. Обрадович, испытавший влияние идей англ. П.; большое
значение имело творчество и деятельность словен. поэта-просветителя В.
Водника, создателя первой словен. газеты, хорв. писателя-просветителя М.
А. Рельковича и др.
В Венгрии развитие просветительских идей
связано с именами философа-материалиста, писателя, родоначальника венг.
П.- Д. Бешшеньеи, поэта В. Чоконаи-Витеза, с венг. якобинцами И. Мартиновичем,
поэтом Я. Бачаньи, критиком Ф. Казинци.
Крупнейшими представителями 1-го этапа
П. в Чехии (50-70-е гг. 18 в.) были Г. Добнер, историк Ф. М. Пельцль, А.
Фойгт, 2-го этапа (80-90-е гг.)- И. Добровский (см. также "Будители").
В
целом чеш. П. отличалось известной умеренностью и не дошло до бурж.-демократич.
этапа.
В Болгарии П., развивавшееся в 19 в., первоначально
связано с деятельностью И. Селиминского, находившегося под влиянием франц.
и нем. просветителей. Деятели революц.-демократич. движения - Г. С. Раковский,
Л. Каравелов, X. Ботев придали идеологии болг. П. демократич. характер.
Большое воздействие на болг. революц.-демократич. идеологию оказали рус.
революц. демократы.
Просвещение в странах Востока. В странах
Востока антифеод. движение, обычно переплетавшееся с национально-освободит.
борьбой, принимало формы, во многом отличные от европейских. Это обстоятельство,
связанное с филос. и лит. традициями этих стран и в значит. степени обусловленное
более замедленным (по сравнению с Европой) социально-экономич. их развитием,
привело к наличию среди сов. исследователей различных точек зрения на самую
возможность выделения просветительского этапа в идеологии стран Востока.
Нек-рые исследователи считают, что страны, не достигшие того уровня экономич.
развития, на к-ром находилась Зап. Европа в 18 в., не знали особого просветительского
этапа, но большинство востоковедов признаёт его наличие (чаще всего относя
его - по крайней мере для большинства стран В.- к 19 - нач. 20 вв.). Несмотря
на значит. специфику просветительского движения (отсутствие чёткой грани
между чертами Позднего Возрождения и раннего П., большая роль религ. идеологии
в П. стран Востока и др.), важнейшие черты просветительского мировоззрения
(антифеод. борьба передовых людей эпохи, затрагивающая широкие области
идеологии и углублённая подъёмом нац. самосознания, критика основ феод.
строя и его конкретных проявлений, борьба с сословными и религ. предрассудками,
вера в силу разума, воспитания и образования) на Востоке в основном аналогичны
западным. Эти общие черты - результат не только типологич. единства, но
и взаимосвязей, взаимообогащения нац. культур. Позднее П. в странах Востока
(2-я пол. 19 - нач. 20 вв.) развивалось под значит. воздействием идей европ.
П.
В Китае антифеодальная борьба, переплетавшаяся
с нац.-освободит. борьбой против маньчжурских захватчиков, зарождение бурж.
отношений вызвали идеи, близкие к идеям зап.-европ. Возрождения и П. В
17-18 вв. появляется плеяда учёных, философов и писателей, критически и
рационалистически мыслящих, к-рые выдвигают принципы науч. исследования,
критикуют догмы и традиц. формы воспитания, пропагандируют образование,
осн. на реальных знаниях, а не на схоластич. "экзаменационных сочинениях"
и комментариях к конфуцианским классикам. Деятели раннего П.- участники
вооруж. борьбы с маньчжурскими завоевателями (Хуан Цзун-си, Гу Янь-у, Ван
Фу-чжи) критиковали феод. отношения, но стояли на позициях просвещённого
абсолютизма. Законы природы они объясняли с материалистич. позиций, утверждали,
что общественная жизнь, как и природа, подчинена определённым закономерностям,
развивали теории обществ. равенства, внесословной ценности человека, его
естественных прав. Одни из них призывали к "возрождению древности", другие
(Ван Фу-чжи) выдвигали идею прогрессивного развития человечества. Деятели
2-го этапа кит. П. (сер. 19 в.) требовали "частичных реформ " по образцу
стран Зап. Европы, боролись против политики "закрытых дверей", выступая
за контакты с др. странами (Вэй Юань, Гун Цзы-чжэнь, Ван Тао). В кон. 19
в. просветители Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун получили возможность
реально осуществить нек-рые бурж. реформы (см. "Сто дней реформ"). Установление
причинной связи между средой и человеком, обнаружение обусловленности характера
человека обстоятельствами его жизни, представление о природном равенстве
людей обогатили кит. лит-ру 18-19 вв., оказав большое влияние на сатирич.
роман ("Неофициальная история конфуцианцев" У Цзин-цзы), бытовой роман
("Сон в красном тереме" Цао Сюэ-циня), сатирико-фантастич. роман ("Цветы
в зеркале" Ли Жу-чжэня) и обличит. романы нач. 20 в.
В Корее раннее просветительство развивалось
в рамках идейного течения "за реальные знания" (Сирхакпха). Его
представители - Пак Че Га, Лю Хён Вон, Ли Ик и др. настаивали на необходимости
развивать практически полезные науки и знакомиться с науч.-технич. достижениями
др. стран. Антифеод. направленность выступает в произв. Пак Чи Бона и Чон
Як Ена, на взгляды к-рых большое влияние оказали идеи кит. просветителей
Гу Янь-у и Хуан Цзун-си. Образцы кор. просветительской сатиры - новеллы
Пак Чи Бона, нек-рые анонимные повести и т. н. новая проза нач. 20 в. В
целом на 2-м этапе (в кон. 19 - нач. 20 вв.) кор. П. носило менее радикальный
характер: вопросы воспитания и просвещения оттесняли в нём социальные и
политич. проблемы. Джи Сок Ён, Пак Ын Сик, Чу Си Ген и др. выступали как
пропагандисты европ. науч. и технич. достижений, требовали широких реформ
нар. образования.
В Японии уже в 18 в. передовые мыслители
противопоставляли конфуцианской схоластике опытные знания, призывали к
знакомству с зап. наукой (Миура Байэн, Ямагото Банто), развивали материалистич.
идеи (Ито Дзинсай, Андо Сёэки, Камада Рюкю). Япон. П. 2-й пол. 19 в. (после
"революции Мэйд-зи" 1867-68) отличалось большим радикализмом просветителей,
объединившихся вокруг об-ва "Мэйрокуся" (осн. в 1873) и его журн. "Мэйроку-синси".
На япон. яз. переводятся "Дух законов" Монтескье и "Общественный договор"
Руссо, проникшие затем и в Китай, Корею, Вьетнам. Расцветает публицистика,
появляется жанр политич. романа (Комуро Ангайдо, Яно Рюкэй, Дзиппэнся Икку),
закладываются основы реалистич. лит-ры (Фтабатэй Симэй).
В странах Б л. и Ср. Востока просветительские
идеи развивались во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. под влиянием как зап.-европ.,
так и рус. П. (проводниками его идей нередко были представители вост. народов,
входивших в состав Росс. империи, напр. М. Ф. Ахундов). Просветительский
характер носило конституц. движение в Турции, связанное с именем Намыка
Кемаля, Ибрахима Шинаси и др. (см. "Новые османы"). Иран, просветители
под руководством Мирзы Мальком-хана вели борьбу за превращение страны в
конституц. монархию. Просветителей Сирии, Египта (Бутрус аль-Бустани, Ф.
Марраш, Абдаррахман аль-Кавакиби, Рафаа ат-Тахтави), Ирана (Мальком-хан,
Абдаррахман Талибов), Турции (И. Шинаси, Н. Кемаль) объединяла вера в силу
образования и просвещения (которые представлялись им важнейшим средством
преобразования общества и освобождения народа), вера в неогранич. возможности
человеческого разума, пропаганда зап.-европ. науки и культуры, призыв к
нац. единству, критика феод. строя и колониализма. Идеи просветителей находили
выражение в публицистике и художеств. лит-ре; появляются очерки, эссе,
памфлеты, назидательно-филос. повести (Селим аль-Бустани, Фарах Антун),
ист. роман (Дж. Зейдан), просветительско-бытовой роман (Н. Кемаль, Ахмед
Мидхат и др.). Переводы зап.-европ. лит-ры и появление нац. публицистики
способствовали становлению прозаич. лит. языка.
В Индии у истоков просветительского движения
1-й пол. 19 в, стоял Раммохан Рай, один из основателей инд. прессы, пропагандист
идей Ф. Бэкона, франц. просветителей и англ. утопич. социалистов. После
Инд. нар. восстания 1857 - 59 возникают просветительско-реформаторские
общества и группы, к-рые переводят на инд. языки европ. лит-ру, ведут борьбу
за открытие уч. заведений зап. типа, требуют свободы слова и печати. Ведущей
фигурой инд. П. кон. 19 - нач. 20 вв. был Свами Вивекананда. Идеи инд.
П. нашли яркое выражение в творчестве романистов Н. Ахмада, Ф. Сепапти,
П. Митро, а также в драме (М. М. Дотто) и сатирич. повестях.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое
семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3;
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 16-17; Ленин В. И., От какого
наследства мы отказываемся?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; Плеханов Г.
В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские
произведения, т. 1, М., 1956, гл. 2; его же, История русской общественной
мысли, т. 2-3, М., 1918; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Литературно-критические
статьи, т. 1, М.- Л., 1934; История философии, т. 1, М., 1957; Деборин
А. М., Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1 -
2, М., 1958-67; Политцер Ж., "Философия просвещения" и современная мысль,
в сб.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М.,
1953; Конрад Н. И., Запад и Восток, [2 изд.], М., 1972; Западный сборник,
[т.] 1, М.- Л., 1937; Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970;
Тураев С. В., Введение в западноевропейскую литературу XVIII в., М., 1962;
Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII вв., М., 1971; История
английской литературы, т. 1. в. 2, М.- Л., 1945; Алексеев М. П., Из истории
английской литературы, М.- Л., 1960; Ел истратова А. А., Английский роман
эпохи Просвещения, М., 1966; История французской литературы, т. 1, М.-
Л,, 1946; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII
в., М., 1958; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963; Жирмунский В.
М., Очерки по истории классической немецкой литературы, Л., 1972; Неустроев
В. П., Немецкая литература эпохи Просвещения, М., 1958; Тройская М. Л.,
Немецкая сатира эпохи Просвещения, Л., 1952; её же, Немецкий сентиментально-юмористический
роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Реизов Б. Г., Итальянская литература
XVIII в., Л., 1966; Американские просветители, [пер. с англ.], т. 1-2,
М., 1968-69; Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США, М.- Л., 1965;
Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, пер. с англ., т.
1, М., 1962; Макагоненко Г., Н. Новиков и русское просвещение XVIII в.,
М.- Л., 1951; Избранные произведения русских мыслителей второй половины
XVIII в., т. 1-2, М., 1952; Орлов В., Русские просветители 1790-1800-х
гг., 2 изд., М., 1953; Проблемы русского просвещения в литературе XVIII
в., М.- Л., 1961; Русские просветители. (От Радищева до декабристов), т.
1 - 2, М., 1966; Эпоха просвещения. Из истории международных связей русской
литературы, Л., 1967; История философии в СССР, т. 1 - 2, М., 1968; Виленская
Э. С., К истории статьи В. И. Ленина "От какого наследства мы отказываемся?",
в кн.: Источниковедение, М., 1969; Уткина Н. Ф., Естественнонаучный материализм
в России XVIII в., М., 1971; Каменский 3. А., Философские идеи русского
Просвещения, М., 1971; Краснобаев Б. И., Очерки истории русской культуры
18 в., М., 1972; Славянское возрождение. Сб. ст. и материалов, М., 1966;
Осипова Е. В., Философия польского просвещения, М., 1961; Просветительство
в литературах Востока, М., 1973; Зарождение идеологии национально-освободительного
движения (XIX - начало XX в.), М., 1973; Тихвинский С. Л., Движение за
реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Фишман О. Л., Китайский
сатирический роман. (Эпоха Просвещения), М., 1966; Тягай Г. Д., Общественная
мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971; Конрад Н. И., Очерки
японской литературы, М., 1973; Долинина А. А., Очерки истории арабской
литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870 - 1914 гг.,
М., 1968; Брагинский И., Комиссаров Д., Персидская литература, М., 1963;
Алькаева Л. О., Бабаев А. А., Турецкая литература, М., 1967; Кямилев X.,
У истоков современной турецкой литературы. (Турецкие писатели-просветители
второй половины XIX в.), М., 1967; Cassirer E., Die Philosophic der Aufklarung,
Tubingen, 1932; Anchor R., The Enlightenment tradition N. Y., [1967]; Hazard
P., La pensee europeenne au XVIII siecle. De Montesquieu a Lessing, t.
1, P., 1946; The enlightenment. The culture of the XVIII century, ed. by
Schneider, N. Y., 1965; Gay P., Age of enlightenment, N. Y., [1966]; The
enlightenment, ed. by J. Lively, N. Y., [1966]; Utopieet institutions au
XVIII siecle. Le Pragmatisme des lumieres, P., 1963; Hampson N., The enlightenment,
Harmondsworth, 1968; Chaunu P., La civilisation de l'Europe des lumieres,
Grenoble-P., 1971; Plongeron В., Theologie et politique au siecle des lumieres
(1770-1820), Gen., 1973; The influence of the enlightenment on the French
revolution, ed. by W. F. Church, Boston, [1964]; Fra nkel Сh., The faith
of reason: the idea of progress in the French enlightenment, N. Y., 1948;
Hearnschaw F. J. C., (ed.), Social and political ideas of same great French
thinkers of the age of reason, N. Y., 1950; Моrnet D., Les orig ines intellectuelles
de la revolution francaise (1715 -1787). 2 ed., P., 1934; Krauss W., Studien
zur deutschen und franzosischen Aufklarung, В., [1963]; Wоlff H., Die Weltanschauung
der deutschen Aufklarung in geschichtlicher Entwicklung, 2 Aufl., Bern,
[1963]; Lin Моu-sheng, Men and Ideas, N. Y., [1942]. А. Г. Левинтон,
О. Л. Фишман (Просвещение в странах Зап. Европы и в Сев. Америке, Просвещение
в странах Востока); А. И. Володин, Б. И. Краснобаев (Просвещение
в России).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я