ПРОТАЗАНОВ
Яков Александрович [23.1(4.2).1881,
Москва,-8.8.1945, там же], советский кинорежиссёр, засл. деят. иск-в РСФСР
(1935) и Узб. ССР (1943). Один из зачинателей рус. кинематографа. В 1911
-18 поставил ок. 80 фильмов, в т. ч. такие значительные, как "Пиковая дама"
(1916) и "Отец Сергий" (1918). Уже в этот период творчество П. отличалось
высоким проф. мастерством, интересом к классич. рус. литературе, вниманием
к иск-ву актёра. Вынужденный в эти годы нередко заниматься коммерч. постановками,
он в лучших работах продемонстрировал возможности рус. кино. После пребывания
за рубежом П. возвратился в 1923 в Россию. В первых фильмах, созданных
на сов. киностудиях, - "Аэлита" (1924) и "Его призыв" (1925) - он избрал
темы, связанные с жизнью страны. Ставил комедии: "Закройщик из Торжка"
(1925), "Процесс о трёх миллионах" (1926), "Дон Диего и Пелагея" (1928),
"Праздник святого Йоргена" (1930). В них ярко проявилось мастерство популярных
актёров И. В. Ильинского, В. П. Марецкой, А. П. Кторова, М. М. Климова,
М. М, Блюменталь- Тамариной и др. В историко-революционном фильме "Сорок
первый" (1927) П. добился глубокой достоверности в передаче эпохи и создании
образов гл. героев. П. привлёк В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда для исполнения
главных ролей в фильме "Белый орёл" (1928). В период звукового кино после
муз. комедии-памфлета "Марионетки" (1934) П. поставил фильм "Бесприданница"
(1937), к-рый стал одной из лучших сов. экранизаций классич. драматургии.
Историч. фильм "Салават Юлаев" (1941) и комедия "Насреддин в Бухаре" (1943)-
последние работы режиссёра.
Лит.: Зоркая Н. М., Портреты, М.,
1966; Арлазоров М. С., Протазанов, М., 1973.
Я. А. Протазанов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я