ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans,
род. падеж protestantis - публично доказывающий), одно из трёх крупнейших
направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет
ряд самостоят. церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом
и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Назв.
"протестанты" первоначально было дано герм. князьям и городам, подписавшим
на Шпейерском сейме 1529 т. н. Протестацию - протест против решения большинства
этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем
протестантами стали называть всех последователей новых церк. направлений,
отколовшихся в ходе Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся
позднее в результате отделения от гл. протестантских церквей. П. возник
в 16 в. как новая, специфически "буржуазная разновидность" христианства
(см. К. Маркс, Капитал, т. 1, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 23, с. 89) - в противоположность ср.-век., феод. в своей основе, католицизму.


Осн. догматич. положения нового направления
христианства были сформулированы крупнейшими протестантскими теологами
16 в.- основателями П.- М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли.
Одним из гл. догматич. положений, отличающих П. от католицизма (и от
православия), является учение о непосредств. "связи" человека с богом;
согласно П., "божественная благодать" даруется человеку прямо богом, без
посредничества церкви, духовенства, а спасение человека достигается только
через его личную веру (принцип "оправдания верой") в искупительную жертву
Христа и по воле бога. Поэтому в П. (за исключением англиканства) нет принципиального
противопоставления духовенства мирянам и каждый верующий в принципе имеет
право по-своему толковать и излагать "слово божие" (принцип "священства"
всех верующих). Всё это обосновывало отказ протестантов от церк. организации
типа католической (отрицание характерной для католицизма церк. иерархии
и непризнание папы римского как главы её), открывало путь требованиям бурж.-демократич.
свобод и развитию бурж. индивидуализма, способствовало созданию нац. (независимых
от космополитич. папства) церквей. В соответствии с протестантскими взглядами
на отношение человека к богу и церкви религ. культ в П. существенно упрощён
и удешевлён. В нём сохранены лишь немногие религ. праздники, как правило,
отсутствует поклонение иконам и мощам, число таинств сведено к двум
(крещению и причащению), богослужение состоит преим. из проповедей, совместных
молитв и пения псалмов. Протестанты не признают святых, ангелов, культа
богородицы, отрицают представление о чистилище, принятое в католич. церкви.
Протестантское духовенство избирается мирянами (на практике, однако, этот
принцип подменяется назначением духовенства сверху). В П. нет монашества,
нет безбрачия духовенства (целибата).


В своей реформе католицизма П. апеллировал
к первоначальному христианству. Источником вероучения П. считает Священное
писание
(Библию, к-рая переведена на живые нац. яз.), отвергнув католич.
Священное предание как людское измышление.


Первоначальными, возникшими уже в 16 в.
формами П. были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство
(см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), меннонитство
(см. Меннониты)', к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские
социниане), чешские братья.


В период 16-17 вв. П., воспринятый самыми
разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии,
боровшейся с феодализмом, знаменем первых бурж. революций. С 17 в. П. стал
распространяться в англ. колониях в Сев. Америке. В Англии и в англоязычных
странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитерианская
церковь),
существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европ. континенте
(поглотившего цвинглианство и обычно наз. реформатством). Более демократичные,
чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религ.
общин. В 17 в. сложились баптизм (см. Баптисты) и квакерство (см.
Квакеры).


Постепенно старые протестантские церкви
превратились в государственные или равноправные с церквами др. вероисповеданий,
в них усилилась тенденция к превращению в обычные церк. орг-ции со свойственными
церкви формализмом и чисто внешней "благочестивостью". Новые (возникавшие
в кон. 17 - нач. 20 вв.) направления П. отличались более изощрёнными формами
религ. воздействия, в нек-рых из них усилились мистич. и иррациональные
элементы. Таковы пиетизм (возник в лютеранстве в кон. 17 в.), методизм
(см. Методисты), отколовшийся в 18 в. от англиканства, секта адвентистов
(с 30-х гг. 19 в.), секта пятидесятников, сложившаяся в нач.
20 в. на баптистской основе. Для П. характерна активная миссионерская деятельность,
в результате к-рой П. распространился в б. ч. бывших колон. и зависимых
стран. Видное место принадлежит П. (со 2-й пол. 19 в.) в движении христианского
социализма,
в создании т. н. внутренних миссий в рабочей среде (как
ответ на распространение атеизма среди рабочих). Социальная интерпретация
христианства была в значит. мере связана в П. с распространением со 2-й
пол. 19 в. т. н. либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство
к современности путём более рационалистич. толкования библейских текстов,
попыток "примирить" религию с наукой, включить П. в решение социальных
проблем. Это направление вплоть до нач. 20 в. пользовалось в протестантском
богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А.
Харнак, Э. Трельч и др.). В этом направлении - в наиболее крайних его проявлениях
- выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую
доктрину - христианство в значит. мере утрачивало черты "религии откровения"
и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь
с идеалистич. направлениями философии (эта связь, особенно в нем. П., всегда
была значительной). Для протестантского богословия 1-й пол. 20 в. характерны
кризис религ. либерализма, усиление влияния крайне реакц. фидеистич. направления
- фундаментализма, а с 20 - 30-х гг. 20 в. - выдвижение в качестве
ведущего нового направления - диалектической теологии или теологии
кризиса (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.). Это направление,
провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной
либеральной теологии веры в нравств. прогресс, подчёркивая идею неразрешимости
трагич. противоречий человеческого существования, невозможности преодоления
"кризиса" внутри человека (отражение реального кризиса капиталистич. мира).
С 60-х гг. влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём ист. пессимизме,
стало уменьшаться. Наблюдается возрождение нек-рых либеральных течений
П., поиски путей обновления религии, приспособления к совр. потребностям
общества. Создаётся теология "смерти бога" в совр. мире, проповедуется
"религия без бога", близкая к пантеизму, что свидетельствует уже
о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этич. концепция,
признающая необходимость перемен в обществ. жизни (идеи т. н. теологии
революции, близкие в своей сути ревизионистским и др. антикоммунистич.
интерпретациям революции, и др.).


Протестантские церкви насчитывают (нач.
70-х гг. 20 в.) ок. 225 млн. приверженцев, в т. ч. лютеран ок. 74 млн.,
кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) ок. 50 млн.,
англикан ок. 30 млн., методистов ок. 40 млн., баптистов ок. 25 млн. П.
распространён гл. обр. в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании
и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах,
США. В 20 в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью
объединение христ. (первоначально только протестантских) церквей (с 1948
руководящий орган - Всемирный совет церквей).


Лит.: Гараджа В. И., Протестантизм,
М., 1971; его же. Кризис современного протестантизма н поиски "новой теологии",
М., 1973; Чанышев А. Н., Протестантизм, М., 1969; Левада Ю. А., Современное
христианство и социальный прогресс, М., 1962; Вебер М., Протестантские
секты и дух капитализма, "Атеист", 1928, № 1; Капелюш Ф. Д., Религия раннего
капитализма, М., 1931; Ferm V. Т., A protestant dictionary, 'N. Y., 1951.
См. также лит. при статьях Реформация, Лютер М., Кальвин Ж.
Л. Н. Чанышев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я