Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО предназначается
для защиты от обледенения самолётов и вертолётов. Существуют механич.,
химич., тепловые и комбинированные П. у. Механич. П. у. основаны на удалении
льда с помощью пульсирующих резиновых возд. камер, установленных в местах
обледенения, или вибраций обшивки под воздействием электромагнитного поля.
В химич. П. у. через пористый материал, покрывающий защищаемую поверхность,
подаются жидкости, растворяющие лёд или понижающие темп-ру замерзания воды
(гликолевые составы, этиловый спирт, спирто-глицериновые смеси и др.).
Возможно использование растворимых покрытий, от к-рых лёд подтаивает и
сбрасывается возд. потоком. Тепловые (термические) П. у. основаны на постоянном
обогреве защищаемой поверхности или на периодич. подплавлении льда, сдуваемого
затем с поверхности возд. потоком. Комбинированные устройства представляют
собой сочетание описанных выше устройств. Наиболее широко применяются воздушно-тепловые
и электротепловые П. у. У воздушно-тепловых П. у. с внутр. стороны защищаемой
поверхности (напр., в носке крыла) прикрепляется вторая, обычно гофрированная
обшивка и в образовавшийся канал подаётся тёплый воздух (см. рис.). Осн.
часть электротепловых П. у. - нагревательные элементы проволочные, в виде
металлич. сетки, напылённого слоя металла и т. п.

Воздушно-тепловые нагреватели поверхности:
1 - обшивка летательного аппарата; 2 - стенка; 3 - гофрированная поверхность;
4 - лонжерон; 5 - распределительная труба (коллектор).



Лит.: Трунов О. К., Обледенение
caмолетов и средства борьбы с ним, М., 1965; Противообледенительные системы
летательных аппаратов, М., 1967. Г. В. Комиссаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я