ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
противоположность интересов людей, занятых физич.
трудом и умств. трудом. П. м. у. и ф. т. возникла на той ступени развития
обществ. разделения труда, когда утвердилось господство частной
собственности и появились антагонистич. классы, т. е. в период становления
рабовладельч. строя. Общей причиной появления и существования П. м. у.
и ф. т. является относит. неразвитость производит. сил, охватывающая антагонистич.
период истории человеческого общества и приводящая к тому, что неизбежным
становится такое обществ. разделение труда, при к-ром большинство населения
занято физич. трудом, а небольшая часть общества, принадлежащая к господствующему
классу, руководит работами, занимается гос. делами, наукой и иск-вом. К.
Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что "разделение труда становится действительным
разделением лишь с того момента, когда появляется разделение материального
и духовного труда" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 30). Это не означает, что существовала
абс. монополия эксплуататорских классов на умств. труд. Так, при рабовладельч.
строе, когда всякий труд считался недостойным делом для свободного человека,
рабам передоверялись мн. функции умств. труда: из среды рабов готовились
учёные, врачи, учителя, артисты и др. В феод. обществе антагонистич. противоречия
между умств. и физич. трудом углубились в связи с усилением противоположности
между городом и деревней. Умств. труд стал монополией дворянства и
духовенства. В условиях капитализма отделение интеллектуальных сил процесса
произ-ва от ручного труда и превращение их во власть капитала над трудом
получает своё завершение. По мере развития производит. сил гл. обр. из
среды господствующих классов выделялась интеллигенция, профессионально
занимающаяся умств. трудом. Развитие производит. сил общества вызывает
необходимость в грамотных и культурных рабочих. Борьба рабочего класса
за свои права приводит к сокращению рабочего дня и созданию определённых
условий для получения образования. Это способствует повышению общеобразоват.
и культурно-технич. уровня рабочего класса. Граница между классом эксплуатируемых
и классом эксплуататоров в совр. условиях не совпадает с делением на людей,
занятых физич. и умств. трудом. При капитализме эксплуатации подвергается
и значит. часть работников умств. труда, низший, а часто и средний персонал
инженерно-технич. и науч. работников и служащих. Совр. уровень развития
производит. сил (комплексная механизация и автоматизация произ-ва) объективно
вызывает необходимость в сочетании физич. труда с умственным и создаёт
условия для ликвидации П. м. у. и ф. т. Однако капиталистич. производств.
отношения мешают устранению этой противоположности, ибо способствуют закреплению
существующей антагонистич. классовой структуры, усиливают кастовость правящей
элиты.
Классики марксизма-ленинизма показали,
что противоположность и противоречия между умств. и физич. трудом носят
исторически преходящий характер. В условиях социализма ликвидация эксплуататорских
классов и установление обществ. собственности, изменения в характере труда,
в культурно-технич. уровне рабочего класса и крестьянства привели к ликвидации
П. м. у. и ф. т. и создали новые отношения рабочего класса, крестьянства
и интеллигенции. Вместе с тем на первой фазе коммунизма сохраняются определённые
неантагонистич. социально-экономич. существенные различия между умств.
и физич. трудом. Они заключаются в следующем. 1) Характер труда работников,
занятых умств. деятельностью, как правило, значительно отличается от характера
труда людей, занятых физич. трудом, хотя и существуют профессии и специальности,
в к-рых умств. и физич. труд переплетаются друг с другом. 2) Культурно-технич.
уровень (общее и спец. образование) работников умств. труда в массе своей
более высок, чем у людей, занятых физич. трудом. Так, напр., в СССР среди
занятых преим. физич. трудом в среднем на 1000 чел. имеют высшее и среднее
(полное и неполное) образование 624 чел., а среди занятых преим. умственным
трудом - 960 чел. (1973). 3) Работники умств. труда, занимающие руководящие
должности на произ-ве, в управлении, в н.-и. учреждениях и орг-циях, получают
за свой качественно более сложный труд соответственно более высокую долю,
чем работники физич. труда. Культурно-бытовой уровень жизни этой части
работников умств. труда также отличается от уровня жизни работников физич.
труда.
4) При одинаковом доступе к образованию,
ко всем благам культуры и науки всего народа фактически интеллигенция их
использует в относительно большей мере. Развитие системы обучения, направленное
на укрепление связи высшей школы с произ-вом, введение всеобщего обязательного
10-летнего среднего образования, а особенно повышение заработной платы
низко- и среднеоплачиваемых групп трудящихся играют важную роль в выравнивании
условий для обучения всей молодёжи. При социализме возможность перехода
тех или иных трудящихся из одной социальной группы в другую несравненно
большая, чем при капитализме. Повышение квалификации и общего культурно-технич.
уровня широких масс означает передвижение работников в группы более квалифицированных
трудящихся с более высокими и разносторонними духовными интересами.
5) Нек-рые неантагонистич. противоречия
между работниками умств. и физич. труда связаны с взаимоотношениями между
руководителями и руководимыми в процессе произ-ва. Преодолеваются эти противоречия
путём вовлечения масс в управление произ-вом, развития всех многообразных
форм участия в нём коллективов трудящихся в результате расширения прав
проф. орг-ций, повышения роли производств. совещаний, рабочих собраний
и т. п. К. Маркс и В. И. Ленин, придавая исключит. значение проблеме ликвидации
П. м. у. и ф. т., указывали на необходимые условия её разрешения. Маркс
в "Критике Готской программы" предсказывал, что в полной мере П. м. у.
и ф. т. исчезнет лишь на высшей фазе развития коммунистич. общества. Такой
же точки зрения придерживался Ленин. Он, в частности, писал, что интеллигенция
остаётся особой социальной прослойкой "...впредь до достижения самой высокой
ступени коммунистического общества..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44,
с. 351).
Ничего общего с марксистско-ленинской теорией
не имеют мелкобурж. утопич. представления маоистов о ликвидации различий
между умств. и физич. трудом. Насильств. меры, применяемые маоистским руководством
(принуждение научно-технич. и др. слоев интеллигенции к постоянному пром.
и с.-х. физич. труду, выселение образованной молодёжи и студентов в деревню,
создание трудовых лагерей по "перевоспитанию" кадровых работников), являются
воплощением идей "казарменного коммунизма". Такая практика препятствует
росту производительности труда, повышению квалификации работников, развитию
произ-ва, науки и культуры.
Преодоление существенных различий между
умств. и физич. трудом - сложная социально-экономич. проблема. Её разрешение
происходит на протяжении периода строительства коммунизма и связано с
осуществлением комплекса таких социально-экономич. процессов, как изменение
характера обществ. разделения труда, постепенное вытеснение, а затем и
ликвидация малоквалифицированного физич. труда, а также преодоление однобокой
специализации работников как физич., так и умств. труда; повышение культурно-технического
уровня рабочих и крестьян; повышение культурного уровня и уровня физического
развития всех работников как физич., так и умств. труда; постепенное (на
основе коренного изменения в характере и уровне развития производит. сил)
слияние функций умств. и физич. труда в высшем синтезе - в коммунистич.
труде; уменьшение социальных различий в условиях труда и быта, а затем
и полное их устранение на основе роста производительности труда и подъёма
благосостояния. Эти процессы заметно ускоряются в связи с развитием научно-технической
революции.
На определённом этапе высшей фазы коммунизма
будут ликвидированы социально-экономич. различия между умств. и физич.
трудом, а уровень общих и спец. знаний, к-рые получат трудящиеся, будет
столь высоким, что отпадёт нужда в сохранении групп людей, исключит. специальностью
к-рых было бы руководство производственной и др. обществ. сферами. Функции
управления обществом и произ-вом останутся и при развитом коммунизме, но
они будут выполняться высококвалифицированными людьми поочерёдно. Ленин
предсказывал, что в будущем обществе "...все будут управлять по очереди
и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял" (там же, т. 33, с.
116, см. также т. 38, с. 320). В Программе КПСС отмечается, что следует
"...вести дело к тому, чтобы государственный платный аппарат сокращался,
чтобы навыками управления овладевали все более широкие массы и работа в
этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией" (1974, с.
105).
Решение историч. проблемы устранения существенных
различий между умств. и физич. трудом возможно лишь при коммунизме.
Лит.: Маркс К., Критика Готской
программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Капитал,
там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Государство
и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Речь на I Всероссийском
съезде коммунистов - учащихся 17 апреля 1919, там же, т. 38; его же, Проект
тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики,
там же, т. 44; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1974; Луначарский
А. В., Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем, [М.], 1924; Бебель
А., Будущее общество, М., 1959; Маневич Е. Л., Труд умственный и труд физический
в период развернутого строительства коммунизма, М., 1961; Ельмеев В. Я.,
Полозов В. Р., Рященко Б. Р., Коммунизм и преодоление различий между умственным
и физическим трудом, Л., 1965; Капелян Е. X., Преодоление существенных
различий между умственным и физическим трудом, Минск, 1966; Смольков В.
Г., Преодоление противоположности и существенных различий между умственным
и физическим трудом, М., 1968; Социальные различия и их преодоление, Свердловск,
1969; Курылев А. К., Преодоление социально-классовых различий в СССР в
процессе строительства коммунизма, М., 1971; Новоселов Н. С., Умственный
труд, его сущность и некоторые тенденции развития, Свердловск, 1972.
Е. Л. Маневич.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я