ПРОТИВОРЕЧИЕ

ПРОТИВОРЕЧИЕ 1) диалектическое
- взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций
предметов и явлений, к-рые вместе с тем находятся во внутр. единстве и
взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития
объективного мира и познания. Вьгражая сущность закона, единства
и борьбы противоположностей,
категория П. занимает центр. место в материалистич.
диалектике: по мысли В. И. Ленина, "...диалектику можно определить, как
учение о единстве противоположностей" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29,
с. 203).


В истории диалектики первая значит. концепция
П. принадлежит Гераклиту. "вечное становление", возможное только
как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода
из одной противоположности в другую; борьбу противоположностей Гераклит
понимает как общий для всего сущего закон. Платон, воспринявший
диалектич. идеи элеатов (см. Элейская школа) и Сократа, развивает
учение о П. в своей диалектике понятий: "единое" и "множество", "покой"
и "движение" и т. д. противоречивы по необходимости, по своей внутр. природе;
истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и
целое. Продолжением диалектич. традиции осмысления противоречивости бытия
и познания явилась идея тождества (единства) противоположностей, развитая
Николаем Кузанским и Дж. Бруно, у к-рых П. трактуется как
внутр. соотношение противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее
развитие учение о П. получает в нем. классич. философии (И. Кант, И.
Фихте, Ф. Шеллинг), в особенности у Г. Гегеля, для к-рого
осн. черты П.- всеобщность и объективность. Рассматривая П. как "...корень
всякого движения и жизненности" (Соч., т. 5, М.-Л., 1937, с. 520), Гегель
показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть фундаментальная
характеристика сущности развития. Вместе с плодотворными диалектич. моментами
для гегелевского учения о П. характерно отождествление П. объективной действительности
с логич. содержанием категории П., а также истолкование в нек-рых случаях
разрешения П. как нейтрализации, примирения противоположностей, что было
обусловлено исходными идеалистич. и метафизич. посылками его системы.


Подлинно научная и последовательно материалистич.
разработка и обоснование учения о П. как универсальном принципе всякого
развития принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творческое
развитие - В. И. Ленину.


Развитие объективного мира и познания осуществляется
путём раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты,
стороны и тенденции, взаимоотношение к-рых характеризует ту или иную систему
как нечто целое и качественно определённое и составляет внутр. импульс
её изменения, развития, превращения в новое качество. Диалектич. принцип
П. отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей
и их борьбу. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость
объекта, является относительным, преходящим, борьба же противоположностей
- абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития. Это
обусловлено тем, что П. есть не только взаимоотношение между противоположными
тенденциями объекта или между противоположными объектами, но и отношение
объекта к самому себе, т. е. постоянная самоотрицательность, самопротиворечивость
объекта. Энгельс писал: "...если вещи присуща противоположность, то эта
вещь находится в противоречии с самой собой; то же относится и к выражению
этой вещи в мысли. Например, в том, что вещь остается той же самой и в
то же время непрерывно изменяется, что она содержит в себе противоположность
между „пребыванием одной и той же" и „изменением", заключается противоречие"
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 640).


Противоположные стороны, моменты и тенденции
в составе целого, взаимодействие к-рых образует П., не даны извечно в готовом
и неизменном виде. Процесс возникновения различий и противоположностей
имеет неск. ступеней. На первоначальной ступени, существуя ещё в возможности,
П. выступает как тождество, содержащее несущественное различие.
След. стадия - существенное различие в тождестве: при общей основе в объекте
имеются существенные свойства, тенденции, не соответствующие друг другу.
Существенное различие превращается в противоположности (наибольшее различие,
полярность, антагонизм), к-рые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в
П. Маркс отмечал: "Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон,
их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического
движения" (там же, т. 4, с. 136). Всякое развитие есть возникновение П.,
их разрешение и в то же время возникновение новых П.


Обладая всеобщим характером, П. по-разному
проявляются на различных уровнях структурной организации материи и духовной
реальности: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электрич.
заряды, химич. соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах,
возбуждение и торможение нервного процесса, обществ. сотрудничество и социальная
борьба и др. Для каждой формы движения материи существуют свои П., к-рые
в конце концов ведут к появлению нового качества: или путём развития -
к более высокой форме, или путём разрушения - к более низкой форме бытия.


Характер П. зависит от специфики противоположных
сторон, а также от тех условий, в к-рых развёртывается их взаимодействие.
Различают внутренние и внешние, антагонистич. и неантагонистич., основные
и неосновные П. Внутренние П.- это взаимодействие противоположных сторон
внутри данного объекта, напр. внутри данного вида животных, внутри данного
организма, данного конкретного общества и т. д. Процесс развития объекта
характеризуется не только развёртыванием внутренних П., но и постоянным
взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние П.- это взаимодействие
противоположностей, относящихся к разным объектам, напр. между обществом
и природой, организмом и средой и т. п. При этом решающими в развитии в
конечном счёте являются внутренние П.


Антагонистические П.- это взаимодействие
между непримиримо враждебными классами, социальными группами и силами.
Они возникают на основе частной собственности на средства произ-ва и враждебности
коренных интересов противоположных классов. Такого рода П. разрешаются
путём уничтожения данного общественного строя и создания нового. Они, как
правило, заостряются до конфликта и выливаются в социальную революцию.


Неантагонистические П., специфичные для
всех обществ. отношений неэксплуататорского общества, выступают как взаимодействие
между классами, осн. интересы и цели к-рых совпадают. Социалистич. революция
разрешила и тем самым устранила антагонистич. П., но она не ликвидировала
П. вообще. Социальное единство социалистич. общества не означает ограничения
действия закона диалектич. П. В условиях социализма существуют П., носящие
неантагонистический характер, напр. между развивающимся произ-вом и растущими
потребностями, между передовым и отсталым, между науч. мировоззрением и
религией, между творческим мышлением и догматизмом.


Осн. П.- это П., играющее решающую роль
в развитии. Напр., осн. П. совр. эпохи - П. между гибнущим капитализмом
и утверждающейся коммунистич. формацией. Осн. П. накладывает отпечаток
на все остальные П.


П.- важнейший методологич. принцип, логич.
форма развития познания. П., возникающие и разрешающиеся в мышлении, отражают.
П. объективной реальности. "Так называемая объективная диалектика царит
во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое
мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения
путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной
борьбой и своим конечным переходом друг в друга, resp. (соответственно.-
Ред.) в более высокие формы" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526).
Если метафизика, ограничиваясь лишь констатацией П., рассматривает
противоположные стороны и тенденции противоречивого процесса изолированно
друг от друга, то материалистич. диалектика исследует их противоречивое
единство. Адекватное познание диалектич. П. предполагает синтетич. подход,
раскрывающий возникновение и взаимодействие противоположностей, их единство
и взаимопереходы. "Условие познания всех процессов мира в их „самодвижении",
в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства
противоположностей" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29. с. 317).


На первоначальном этапе процесса познания,
когда объект воспринимается в его исходной целостности и чувственной конкретности,
противоречивое единство противоположностей раскрыть невозможно. Поэтому
познающий субъект начинает с мысленного расчленения изначального единства,
подвергая анализу составляющие его моменты. Познание сторон П. в их обособленности
друг от друга и даже противоположности предполагает достижение синтеза
ранее разделённых противоположностей. В результате этого преодолевается
односторонность первоначального подхода к объекту, связанная с анализом
одних его моментов в отрыве от других. Единство противоположностей, постигаемое
на этом этапе дознания, характеризует объект как внутренне расчленённое,
противоречивое и в силу этого-самодвижущееся органическое целое.


Специфич. формой существования диалектич.
П. в познании выступают антиномии, имеющие объективную основу: отражаемое
в них содержание является в конечном счёте моментом структуры развивающегося
объективного П. Познават. антиномии служат формой теоретич. воспроизведения
диалектич. П. в науч. теориях, развитие к-рых осуществляется в результате
раскрытия и разрешения П., обнаруживающихся в предшествовавших теориях
или уровнях исследования. При этом наиболее плодотворным способом разрешения
антиномий, возникающих в теоретич. мышлении, является выход за их пределы,
обнаружение их глубокой основы, выявление перехода одной противоположности
в другую и раскрытие опосредствующих звеньев этого перехода.


Принцип П. получает идеалистич. и метафизич.
истолкование в совр. бурж. философии. Иррационализм (философия жизни,
экзистенциализм, "трагическая диалектика", "негативная диалектика") рассматривает
П. как нечто принципиально неразрешимое, как такое чисто мистическое совмещение
противоположностей, к-рое постигается только интуицией. Позитивизм и
неопозитивизм сводят П. к внешнему отношению между противоположными
сторонами, находящимися не в противоречивой, а соотносительной (коррелятивной)
связи, что по существу влечёт за собой полное отрицание принципа П.


Методологич. основой ревизионистского искажения
диалектико-материалистич. учения о П. являются механистич. истолкование
диалектики и подмена её релятивизмом. Праворевизионистские идеологи,
пытаясь обосновать оппортунизм, подчёркивают момент социального единства
при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противоположностей. Вместе
с тем при рассмотрении П. социализма совр. ревизионисты исключают или сводят
на нет момент единства, выдвигая на первый план борьбу. "Левые" ревизионисты,
маоисты, непомерно расширяя сферу проявления антагонистич. П., рассматривают
их как всеобщие, а неантагонистич. П.- как частный случай антагонистических.
Взаимодействие противоположностей сводится ими к превращению одной в другую
как взаимной перемене мест, при этом момент борьбы противоположностей неправомерно
абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего
волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества
полностью опровергает подобные концепции, не имеющие ничего общего с науч.,
марксистским подходом в исследования диалектики обществ. жизни.


Диалектико-материалистич. принцип П., составляющий
ядро диалектич. метода исследования и преобразования бытия и сознания,
имеет большое мировоззренческое и методологич. значение как для науч. познания,
так и для обществ. практики, успешной борьбы за коммунизм.


Лит.: Маркс К., Капитал,
т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Диалектика
природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч.,
5 изд., т. 29; "Капитал" Маркса, философия и современность, М., 1968; Нарский
И. С., Проблема противоречия в диалектической логике, М., 1969; История
марксистской диалектики, М., 1971; История античной диалектики, М., 1972;
Ильенков Э. В., Диалектическая логика, М., 1974; Основы марксистско-ленинской
философии, 3 изд., М., 1974. См. также лит. при статьях Диалектика,
Диалектическая логика. А. Г. Спиркин.



2) В формальной логике - пара противоречащих
друг другу суждений, т. е. суждений, каждое из к-рых является отрицанием
другого. П. наз. также сам факт появления такой пары суждений в ходе
к.-л. рассуждения или в рамках к.-л. науч. теории. Соответственно в формализованных
языках
математич. логики и в основанных на них формальных системах
под П. понимают любую пару формул вида А и __- знак отрицания) либо конъюнкцию таких формул А&_либо, наконец, констатацию факта обнаружения доказуемости такой конъюнкции.
П., полученное в результате нек-рого рассуждения (или формального доказательства),
служит свидетельством ложности посылок этого рассуждения (доказательства);
в этом состоит известный приём опровержения суждений - т. н. reductio ad
absurdum, или приведение к нелепости (см. Доказательство от противного).
Точно так же П., обнаруженное в рамках к.-л. теории (содержательной
или формальной - безразлично), обесценивает эту теорию и положенные в её
основу принципы (аксиомы, постулаты), свидетельствуя об их ложности
(или неприемлемости в формальном случае), поскольку в такой противоречивой
теории можно получить (вывести, доказать) любое суждение, выразимое на
её языке. См. Непротиворечивость, Парадокс, Противоречия принцип и
лит. при этих статьях.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я