ПРОТОРЕНЕССАНС
(от прото... и
франц. Renaissance - Возрождение), этап в истории итальянской культуры,
во многом подготовивший почву для иск-ва Возрождения', термин "П."
был впервые употреблён швейц. историком Я. Буркхардтом. Расцвет
П. относится к 13 - нач. 14 вв.; его становление, приходящееся на эпоху
дученто,
было связано с подъёмом свободных итал. городов (особенно тосканских),
где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеод. реформ.
Для иск-ва П. становятся характерными тенденция к чувственно-наглядному
отражению реальности, светское начало и острый интерес к антич. наследию.
Нек-рые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской
архитектуре 11 - 13 вв., где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные
членения стен, использование антич. деталей помогли преодолеть тяжеловесность
романского
стиля. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др.) придавали
уравновешенность и спокойствие. Пластич. мощь, влияния позднеантич. иск-ва
присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др.); живописцы П. (римлянин П.
Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности
и материальной убедительности форм. Аналогичные явления (усиление чувственного
правдоподобия образов) наблюдаются и в итал. лит-ре этого периода (поэзия
школы "дольче стиль нуово", Данте). Проторенессансные тенденции,
сосуществовавшие на протяжении треченто с распространившимися готич.
течениями, были восприняты художниками Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески,
Донателло, Мазаччо).
Лит.: Алпатов М. В., Итальянское
искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение
итальянского Возрождения, т. 1 - Искусство Проторенессанса, М., 1956.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я