ПРОТОТИП

ПРОТОТИП (от греч. prototypon -
прообраз), реальное лицо, представление о к-ром послужило писателю первоосновой
при создании лит. типа, образа человека - героя произведения. Смысл и значение
лит. героя неизмеримо шире непосредств. "натуры", воспроизводимой художником.
Реальный человек, становясь предметом художественного изображения, преображается
настолько, что перестаёт быть равным себе. П. героя Алёши Горшка в одноим.
рассказе Л. Н. Толстого был юродивый яснополянский повар. Но, включаясь
в реализацию художеств. идеи, образ яснополянского "полуидиота" развернулся
в значит., внутренне противоположный патриархально-смиренному Каратаеву
(из "Войны и мира" Л. Н. Толстого) тип рус. крестьянина, к-рый проснулся
от патриархальной спячки и видит мир в ореоле любви и счастья. Образ человека
не только воспроизводит отд. особенности П., не только отражает порождённый
эпохой тип личности: он - осуществление новой личности, обретающей самостоят.
бытие. Этим объясняется его способность становиться "прообразом" особой
породы людей в самой жизни ("тургеневские женщины") или П. для произв.
др. эпохи (образ грибоедовского Молчалина в произв. М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Роль П. меняется в зависимости от направления и жанра. Максимальное "равнение"
на П.- в "документальной прозе"; однако и здесь остаётся содержательное
различие между героем и П., выявляющее "личностную" точку зрения автора
(напр., "Как закалялась сталь" Н. Островского или очерковые повести А.
Яшина, Е. Дороша и др.).


Лит.: Альтман М. С., Русские писатели
и ученые в русской литературе XIX в., в сб.; Н. А. Добролюбов. Статьи и
материалы, Горький, 1965; Андроник о-ва М. И., От прототипа к образу, М.,
1974. Е. П. Барышников.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я