ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
форма
проф. образования, имеющая целью подготовку квалифицированных рабочих для
отраслей нар. х-ва в проф.-технич. уч. заведениях; совокупность
систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно
выполнять работу по определённой рабочей профессии, специальности; в социалистич.
странах П.-т. о.- органич. часть системы народного образования.
В рабовладельч. обществе проф. умения и
навыки передавались в процессе трудовой деятельности. В феод. обществе,
в условиях дифференциации и специализации ремесленного труда, возникла
необходимость обучения ремеслу путём специально организованного индивидуального
ученичества. Рост крупного машинного производства в эпоху капитализма обусловил
создание проф.-технич. школ различного уровня и профиля (при сохранении
ученичества), в к-рых дети рабочих не только обучались практич. применению
различных орудий производства, но и знакомились с его технологией. Как
самостоятельная ступень проф. образования система П.-т. о. начала формироваться
в развитых капиталистич. странах Европы во 2-й пол. 19 в., а в США - после
1-й мировой войны 1914-18 (когда резко сократилось поступление квалифицированной
рабочей силы из Европы).
В России в 1-й пол. 19 в. в профессионально-технических
учебных заведениях применялась предметная, или "вещевая", система обучения
(изготовление в процессе обучения заданных предметов). Во мн. уч-щах на
преподавание спец. дисциплины отводилось незначит. количество уч. часов;
в нек-рых - не изучались общеобразовательные предметы. Прогрессивная общественность
выступала за развитие и совершенствование П.-т. о. К. Д. Ушинский в 1868
в ст. "Необходимость ремесленных школ в столицах" (см. Собр. соч., т. 3,
1948, с. 589-97) писал о том, что хорошая подготовка подмастерьев и мастеров
избавит Россию от необходимости приглашать иностр. специалистов.
В 60-х гг. 19 в. группа инженеров-механиков
под рук. Д. К. Советкина разработала в Московском технич. уч-ще новую систему
производственного обучения, назв. операционной (уч-ся овладевают профессией
последовательно, изучая все приёмы и операции, из к-рых складывается рабочий
процесс по специальности). Эта система демонстрировалась и получила признание
на международных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1900)
и ряде др. Отмечалось, что у русских обучение ручному труду превратилось
в науку. В совершенствование операционной системы внесли вклад инженеры
С. А. Владимирский, П. И. Устинов (освоение комбинаций, приёмов и операций
работы, обучение уч-ся в процессе изготовления полезных изделий как в уч.
мастерских, так и в цехах предприятий).
В лучших низших технич. и ремесленных уч-щах
работали квалифицированные мастера и преподаватели, имелось хорошее учебно-производственное
оборудование, уч. документация. Однако в большинстве проф.-технич. уч.
заведений эксплуатировался труд подростков, в качестве мастеров зачастую
использовались малоквалифицированные рабочие, нередко отсутствовали уч.
программы, перечень учебных изделий был ограниченным, теоретич. подготовку
уч-ся во мн. случаях не получали.
П. - т. о. в СССР. Окт. революция 1917
внесла коренные изменения в систему П.-т. о. В 1918 введено обязательное
обучение подростков 15-17 лет, работавших на предприятиях и в учреждениях.
На базе ранее существовавших ремесленных уч-щ и школ создана сеть проф.-технич.
курсов, школ, клубов с целью проф. и общеобразовательной подготовки молодёжи.
В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждена секция П.-т. о., преобразованная
в 1920 в Главный комитет проф. образования (Главпрофобр). В 1919
принят декрет Совнаркома РСФСР "О мерах к распространению профессионально-технических
знаний", в к-ром указывалось, что "необходимым условием окончательного
торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности
народного труда, а ...наиболее быстрым и верным способом такого поднятия
является распространение в широких народных массах профессионально-технических
знаний и умений..." (Известия ВЦИК, № 135, 24 июня 1919). В целях ликвидации
технич. безграмотности рабочих и удовлетворения острой нужды пром-сти в
квалифицированной рабочей силе в соответствии с декретом "Об учебной профессионально-технической
повинности" (1920) введено обязательное П.-т. о. всех рабочих в возрасте
от 18 до 40 лет (за исключением лиц, имевших подготовку не ниже бывших
ремесленных уч-щ или обучавшихся в технич. уч. заведениях) на предприятиях,
где не было фабрично-заводских школ, - с 14-летнего возраста. В 1920 утверждено
"Положение о профессионально-технических школах", в 1921 - положения о
заводском ученичестве в металлообрабатывающей пром-сти, о школах фабрично-заводского
ученичества (ФЗУ), в 1924 - новое положение о школах ФЗУ. В 20-е гг.
Главпрофобром разработан примерный уч. план: для школ ФЗУ 60-65% уч. времени
отводилось на производственное и 35-40% на теоретич. обучение. Объединяя
общее, проф. и политич. образование подростков, сочетая обучение с производит.
трудом, школы ФЗУ явились новым, социалистич. типом проф. уч. заведения
для рабочей молодежи. В 20-30-е гг. в школах ФЗУ и др. проф. уч. заведениях
использовались три системы производств. обучения - предметная, операционная
и комбинированная (предметно-операционная ). В сер. 30-х гг. на основе
лучших элементов операционной и комбинированной систем была разработана
операционно-комплексная система, к-рая с 40-х гг. является основной: уч-ся
последовательно осваивают отд. приёмы и операции проф. деятельности, затем
комплексные работы по возрастающей сложности, обучение проводится в процессе
изготовления полезной и сложной продукции; всё это подготавливает уч-ся
к самостоятельному выполнению работ, включению в производительный труд.
За годы существования (1920 - 40) школы
ФЗУ подготовили для нар. х-ва 2,5 млн. квалифицированных рабочих. В то
же время ведомственная разобщённость школ ФЗУ затрудняла централизованное
руководство проф. обучением рабочих кадров, разработку единых уч. планов,
программ, учебников и др. Для расширения организованной подготовки квалифицированных
рабочих, упорядочения руководства П.-т. о. и ликвидации ведомственной разобщённости
профшкол в 1940 создана система Государственных трудовых резервов СССР,
к-рой
переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. уч-ща и в школы
фабрично-заводского обучения (ФЗО).
В годы Великой Отечеств. войны 1941-45
уч-ща и школы трудовых резервов сыграли видную роль в подготовке рабочих
кадров для отраслей оборонной пром-сти. На ряде предприятий, особенно в
вост. районах, воспитанники трудовых резервов составляли св. 50% всех рабочих.
20 тыс. уч-ся и работников уч-щ и школ за помощь фронту награждены орденами
и медалями.
В 50-е гг. система Гос. трудовых резервов
развивалась в направлении специализации подготовки рабочих по отраслям
пром-сти, транспорта, стр-ва, с. х-ва, повышения уровня спец. и общеобразоват.
подготовки уч-ся. В связи с развитием общего среднего образования были
созданы технические училища для П.-т. о. молодёжи, окончившей ср.
общеобразоват. школу. Для подготовки сел. механизаторов организованы уч-ща
(по типу ремесленных) механизации с. х-ва.
Для планомерного обеспечения квалифицированными
рабочими кадрами отраслей нар. х-ва в условиях научно-технич. прогресса
Гос. трудовые резервы преобразованы в 1958 в Гос. систему П.-т. о. с осн.
типом уч. заведений - гор. и сел. профтехучилищами (ПТУ) для подготовки
квалифицированных рабочих из молодёжи, окончившей неполную среднюю общеобразовательную
школу. С кон. 60-х гг. началось развитие ПТУ, к-рые наряду с рабочей профессией
дают общее среднее образование (принимаются выпускники восьмилетней школы).
Средние ПТУ становятся одним из перспективных путей осуществления всеобщего
ср. образования. В 70-е гг. значительно расширена сеть и укреплена материальная
база средних сельских ПТУ. Роль и место П.-т. о. в сов. системе нар. образования
определены в постановлениях ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР - "О повышении роли
Гос. комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию
в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства" (1966),
"О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих
в учебных заведениях системы профессионально-технического образования"
(1969), "О совершенствовании системы профессионально-технического образования"
(1972), "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических
училищ и по улучшению их работы" (1975), в Основах законодательства Союза
ССР и союзных республик о народном образовании (1973), в постановлении
Верх. Совета СССР "О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему
совершенствованию общего среднего, профессионально-технического, среднего
специального и высшего образования в СССР" (1973) и др.
Уч. заведения системы П.-т. о. специализированы
по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги,
горняки, нефтяники, работники ж.-д. транспорта, с. х-ва, коммунально-бытовых
предприятий и др.- всего ок. 1100 профессий). Специализация уч-щ позволяет
повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производств.
оборудование, рационально комплектовать уч-ща педагогами-специалистами.
Теоретич. обучение включает цикл спец.
и общеобразовательных (в т. ч. общественно-политич.) дисциплин, необходимых
для овладения изучаемой профессии. В процессе производственного обучения
уч-ся
овладевают проф. знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения
всех операций по специальности, учатся работать, используя совр. технику
и передовые методы труда.
Производственное обучение чередуется с
теоретическим. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее
рациональное соотношение между теоретич. и практич. обучением. В средних
ПТУ на изучение общеобразоват. дисциплин отводится ок. 40% уч. времени,
специальных- ок. 20%, на производственное обучение - 40%, в технич. уч-щах
и обычных ПТУ (для окончивших ср. школу) соответственно-10%, 20%, 70%.
Характерная черта сов. системы П.-т. о.-
органич. связь уч. заведений с предприятиями. Базовые предприятия выделяют
уч-щам оборудование, материалы и инструменты, предоставляют места для проведения
производственной практики в цехах предприятия и др. Окончившие уч-ща направляются,
как правило, на предприятия, где они прошли производственную практику.
За годы Сов. власти в уч. заведениях П.-т.
о. подготовлено св. 36 млн. квалифицированных рабочих.
Для молодёжи, поступающей на произ-во после
окончания общеобразоват. школы, и для лиц, работающих в нар. х-ве и желающих
получить новую профессию или повысить квалификацию, организуются вечерние
(сменные) ПТУ, курсы, учебно-курсовые комбинаты и др. формы курсового
и индивидуально-бригадного обучения непосредственно на произ-ве.
В 1973 на предприятиях, в учреждениях и организациях новые профессии и
специальности получили 5 млн. рабочих, повысили свою квалификацию 9,6 млн.
В колхозах обучены новым профессиям и специальностям и повысили
квалификацию 1,7 млн. чел. Кроме того, 231 тыс. квалифицированных работников
подготовили школы ФЗУ и др. профшколы и уч-ща при предприятиях.
В воспитании ц проф. обучении рабочей молодёжи
активно участвуют высококвалифицированные кадровые рабочие-наставники,
в 70-е гг. наставничество стало массовым движением.
В системе П.-т. о. в 1973 было занято св.
360 тыс. работников, в т. ч. 218 тыс. преподавателей и мастеров производственного
обучения. В ведении Гос. комитета П.-т. о. 69 индустриально-педагогических
техникумов, к-рые готовят техников-мастеров производственного обучения
(ежегодный выпуск св. 10 тыс. специалистов). Преподавателей спец. дисциплин
готовят инженерно-педагогич. ф-ты 13 политехнич. ин-тов (1974). Повышение
квалификации преподавателей осуществляют Всесоюзный ин-т повышения квалификации
инженерно-педагогич. работников профтехобразования (осн. в 1966 в Ленинграде)
и св. 20 его филиалов в др. городах, а также ин-ты усовершенствования учителей,
спец. отделения и курсы при отраслевых вузах. Мастера производств. обучения
один раз в 5 лет проходят стажировку на предприятиях. Всесоюзный н.-и.
ин-т П.-т. о. (осн. в 1966) совместно с н.-и. ин-тами отраслевых мин-в
и Академии пед. наук СССР изучает обусловленные технич. прогрессом изменения
характера труда рабочих и в соответствии с этим определяет содержание и
формы подготовки рабочих.
Уч. пособия и оборудование для системы
П.-т. о. выпускает Всесоюзный трест производственных предприятий Гос. комитета
Сов. Мин. СССР по П.-т. о. (осн. в 1947), учебники и др. уч. лит-ру - изд-во\
"Высшая школа" и ряд др. центр. изд-в. Ежегодно выпускается ок. 2 тыс.
наименований уч. пособий и оборудования на общую сумму ок. 25 млн. руб.,
св. 150 названий спец. учебников и др. уч. лит-ры тиражом 5,5 млн. экз.
Получили развитие технич. и художеств.
творчество уч-ся профтехучилищ.
Развитие сети учебных заведений и рост
численности учащихся в системе профессионально-технического образования
|
1920
|
1925
|
1931
|
1941
|
1946
|
1956
|
1966
|
1971
|
1974
|
Количество учебных
|
43
|
927
|
3970
|
1551
|
2488
|
3145
|
4319
|
5351
|
6028
|
в том числе средних
ПТУ |
_
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
324
|
2200
|
Количество учащихся,
тыс. чел. |
2
|
88,6
|
925
|
602
|
603
|
755
|
1599
|
2380
|
3000
|
в том числе в
средних ПТУ |
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
168
|
900
|
В 1974 в различных коллективах художеств.
самодеятельности и технич. кружках занималось св. 2/3 уч-ся. Физкультурно-спортивную
работу в системе П.-т. о. организует Всесоюзное добровольное спортивное
об-во "Трудовые резервы". С 1959 на ВДНХ в Москве работает постоянно
действующий павильон "Профессионально-техническое образование". Издаётся
ежемесячный журн. "Профессионально-техническое образование".
Расширяется и совершенствуется подготовка
квалифицированных рабочих в системе П.-т. о. в др. социалистич. странах.
Повышается уровень общего и проф. образования уч-ся проф.-технич. уч. заведений,
растёт число средних проф. уч-щ разного профиля. Как правило, П.-т. о.
осуществляется на базе 8-летней (Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия)
или 10-летней (ГДР, Чехословакия) школы. Срок обучения обычно 2-4 г. Существуют
1-2-годичные профшколы для молодёжи, имеющей общее ср. образование. Подготовка
и повышение квалификации рабочих организуется и непосредственно на предприятиях.
В системе П.-т. о. в Болгарии в 1960 подготовлено 42,1 тыс. рабочих, в
1970 - 106 тыс., соответственно в Венгрии - 125,3 тыс. и 200 тыс., ГДР
- 338 тыс. и 530 тыс., Польше- 363 тыс. и 850 тыс., Румынии - 127 тыс.
и 245 тыс., Чехословакии - 245 тыс. и 355 тыс.
Ежегодно проводятся научно-методич. совещания
работников П.-т. о. социалистич. стран.
В нек-рых капиталистич. странах (США, Японии
и др.) П.-т. о. осуществляется в проф. классах средних общеобразовательных
школ (после окончания 8 классов в течение 4 лет); в Великобритании, Франции,
Италии, Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии - в стационарных профшколах
со сроком обучения 2-3 г.; в ФРГ - в уч. мастерских предприятий и в профшколах
со сроком обучения 2-3 г. Во мн. странах имеются проф. уч-ща с 3-4-годичным
сроком обучения, созданные фирмами. Обучение в большинстве профшкол платное.
В США, Великобритании, Франции, ФРГ и др. странах получила развитие проф.
подготовка квалифицированных рабочих в системе ученичества со сроком обучения
от 2 до 5, а иногда и более лет, существует сеть гос., общественных и частных
школ, курсов для проф. обучения взрослых без отрыва от работы. Методич.
руководство профшколами осуществляют мин-ва просвещения, хозяйственно-финансовое
и административное - пром. и с.-х. мин-ва. Все вопросы, связанные с организацией
проф. подготовки в системе ученичества, решаются мин-вами труда.
Коммунистич. и рабочие партии, прогрессивные
профсоюзные, молодёжные и др. общественные организации в капиталистич.
странах выступают за расширение и совершенствование П.-т. о., за создание
единой гос. системы П.-т. о., исключающей эксплуатацию молодёжи в процессе
получения рабочих профессий.
Лит.: Веселов А. Н., Профессионально-техническое
образование в СССР, М., 1961; Булгаков А. А., Профессионально-техническое
образование и профсоюзы, [М.], 1967; Коваленко И., Омельяненко Б., Технический
прогресс и рабочие кадры. Зарубежный опыт, [М.], 1969; Батышев С. Я., формирование
квалифицированных рабочих кадров в СССР, 2 изд., М., 1974. В. А. Саюшев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я