ПРУДОНИЗМ
разновидность мелкобурж.
социализма, основу к-рой составляют филос. и социологич. взгляды П. Ж.
Прудона;
мелкобурж.
социальное реформаторство, не затрагивающее основ капитализма. П. осуждал
крупную капиталистич. собственность, как "кражу", но отвергал коммунизм
и отстаивал "владение" - мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией
чужого труда. Не понимая действительных источников классовой эксплуатации
и объясняя её существующим в бурж. обществе неэквивалентным обменом, Прудон
считал возможным уничтожение классовой эксплуатации посредством чисто экономич.
реформ в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного
кредита. По мнению Прудона, осуществление этих реформ будто бы даст возможность
превратить всех трудящихся, при сохранении частной собственности на средства
производства, в самостоятельных производителей, обменивающихся эквивалентно
товарами и услугами на началах взаимопомощи (мютюэлизма). Из этой мслкобуржузной
утопии Прудон выводил возможность осуществления "социальной революция"
мирным путём, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии,
при отказе от политич. борьбы и при уничтожении гос-ва, к-рое Прудон считал
главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. "Не уничтожить
капитализм и его основу - товарное производство, а очистить эту основу
от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую
стоимость, а, наоборот, "конституировать" ее, сделать ее всеобщей, абсолютной,
„справедливой", лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений - вот идея
Прудона" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 131). Развивая
свои концепции в период Революции 1848 и в особенности в годы Второй империи,
Прудон сделал вывод о том, что решение общественных противоречий мыслимо
будто бы лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных
сил. П. переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на
осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности
человека (одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел
в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в обществ. жизни).
Он заменил также проекты "ликвидации гос-ва" идеей его федеративного переустройства,
призывая раздробить совр. централизованные гос-ва на мелкие авт. области
и выступая в этой связи против нац.-освободит. движений народов Италии
и Польши. Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития
фабрично-заводской пром-сти Прудон признал необходимость перехода крупных
пром. предприятий и ж.-д. транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих,
но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства произ-ва
во всей остальной пром-сти и в с. х-ве.
П. получил в 19 в. распространение во Франции
и нек-рых др. странах с многочисл. мелкой буржуазией, за счёт к-рой в значит.
степени пополнялись ряды рабочего класса. Франц. секции 1-го Интернационала
на первых порах создавались и руководились прудонистами. Однако решительная
борьба К. Маркса, Ф. Энгельса и их сторонников против П. закончилась полной
победой марксизма над П., разрывом с ним передовых элементов пролетариата
и переходом франц. секции Интернационала в руки т. н. левых прудонистов
- сторонников революц. классовой борьбы. Многие из них стали активными
деятелями и руководителями Парижской Коммуны 1871, на опыте к-рой были
вскрыты порочность и вред прудонистских идей. Это сыграло решающую роль
в распаде П.
Воззрения Прудона использовались бунтарским
анархизмом М. А. Бакунина, а также различными течениями мирного анархизма
и вошли в арсенал анархо-синдикализма. В с.-д. движении реформисты,
начиная с Э. Бернштейна, также пытались воскресить в различной форме и
под разными наименованиями прудонистские идеи. В то же время прудоновская
критика и поношение демократии, деятельности политич. партий (в том числе
и демократич. партий) и классовой борьбы использовались идеологами империалистич.
реакции, а затем и теоретиками фашизма в Италии, Франции, Германии, Испании
и странах Лат. Америки.
Лит.: Плеханов Г. В., Анархизм и
социализм, М.- Л., 1929; Застенкер Н. Е., Об оценке Прудона и прудонизма
в "Коммунистическом Манифесте", в сб.: Из истории социально-политических
идей, М., 1955; его же, Идейное банкротство современного неопрудонизма,
"Вопросы истории", 1968, № 9; Первый Интернационал, ч. 1 - 2, М., 1964
- 65; Nettlau M., Der Vorfriihling der Anarchie, В., 1925; Bougle С., La
sociologie de Proudhon, [P.], 1911; Gyu- Grand G., La pensee de Proudhon,
[P.], 1947. Н. Е. Застенкер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я