ПСАЛМЫ

ПСАЛМЫ Псалтирь, Псалтырь (греч.
psalmoi; древнеевр. назв. П. тегилим - хваления; псалтирь, греч. psalterion
- назв. струнного муз. инструмента), произведения иудейской религ. лирики.
Термин "П." (или "Псалтырь") обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых
П., к-рыми открывается 3-й раздел ветхозаветного канона Библии. Этот
сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому,
в послевавилонскую эпоху (т. с. не раньше 6 в. до н. э.), но включает и
более ранние тексты. Нумерация П. различна в иудейском (т. и. масоретском)
тексте Библии (к-рому следует протестантская традиция) и в древнегреч.
переводе т. п. Септуагинты (к-рому следует православная и катодич. традиция;
ниже дана двойная нумерация). Поэтич. форма и метрическая организация П.
зиждется на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимич.
вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или
две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся
в отношении восходящей градации.


По содержанию сборник П. выявляет ряд жанровых
разновидностей; наряду с культовыми восхвалениями бога Яхве здесь встречаются
мольбы (6/6,51/50), проникновенные жалобы (44/43,102/101) и проклятия (58/57,109/108),
ист. обзоры (106/105) и даже брачная песнь (45/44, ср. "Песнь песней").
Нек-рые
П. отличаются философски медитативным характером; таков П. 8/8-й, содержащий
теологич. размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной
библейской книге присуще единство жизневосприятия, общность религ. тем
и мотивов: обращённость человека (или народа) к богу как личностной силе,
неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого
сердца. П. как лит. жанр находятся в русле общего развития ближневост.
лирики (П. 104/103 близок к егип. гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются
своим резко личностным характером. Жанр П. разрабатывался в иудейской лит-ре
и позднее (т. н. Соломоновы П., 1 в. до н. э.).


П. оказали огромное влияние на фольклор
и послужили источником многих пословиц. В средние века Псалтырь - осн.
учебная книга для овладения грамотой. На древнецерковнославянский язык
переведена, очевидно, Мефодием (9 в.); в древнерус. списках известна с
11 в.; широко отозвалась в письменности (летопись Нестора, соч. Феодосия
Печерского, Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.).
Переложения П. были весьма распространены, в т. ч. в рус. поэзии 18-19
вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С.
Хомяков).


В иудейском культе П. исполнялись в виде
песнопений гимнич. характера под аккомпанемент. При каждом П., как правило,
указывались способ исполнения и "модель", т. е. соответствующий напев.


Псалтырь заняла важное место в христ. культе.
П. исполнялись во время богослужений и домашних молитв. Первоначально в
церкви они пелись всей общиной. Пение чаще было респонсорным - певец пел
стихи П., а община - рефрен, иногда и антифонным (см. Антифон).
В
4 в. входило в обиход и пение П. ансамблями - детским, мужским, женским.
П. исполнялись а капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось
применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим
(см. Псалмодия). Помимо целых П., использовались и отд., наиболее
выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения
- антифон, градуал, трактус и аллилуйя.


В 15 в. появились и многоголосные обработки
П. Первоначально в Италии они были выдержаны в простом гомофонном складе,
вскоре принявшем форму фобурдона, к-рая сохраняла значение в европ.
странах на протяжении неск. столетий. Использовалось сопоставление хоров,
солиста и хора; стали привлекаться инструменты, сама муз. ткань полифонизировалась.
Ок. 1500 появляются полифония, муз. воплощения П. Ок. 20 4-голосных П.
оставил Жоскен де Пре (Нидерланды); они стали образцами для др. композиторов.
С 15 в. в П. применяются многохорность, более сложная полифония, к участию
широко привлекаются инструменты, используются приёмы концертного стиля.
Большое влияние на развитие П. оказали сочинения в этом жанре итал. композиторов
Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во Франции сложился свой тип П., в к-ром
осн. внимание обращалось на характеристику текста, в Англии П. развивались
в форме энзема. Позднее П. по стилю музыки сблизились с мессой,
мотетом, кантатой.
Сочинения на тексты П. или с использованием их мелодий
создали композиторы Палестрина (Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц,
И. С. Бах (под назв. "мотеты") (Германия), в 19- 20 вв.- Ф. Шуберт (Австрия),
Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, М. Регер (Германия), Ф. Лист и 3. Кодай
(Венгрия), А. Онеггер (Франция), И. Ф. Стравинский и др.


В 16 в. в связи с протестантским движением
сложилась т. н. псалмодическая песня. Авторами таких многоголосных песен
на тексты П. были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше.
В России В. П. Титов положил на музыку "Псалтырь рифмованную" (1690) Симеона
Полоцкого.


Лит.: Употребление книги Псалтырь
в древнем быту русского народа, в сб.: Православный собеседник, кн. 4,
Казань, 1857; Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Розов Н.,
Древнерусский миниатюрист за чтением псалтири, в кн.: Труды отд. древнерус.
лит-ры, т. 22, М.- Л., 1966; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство,
2 изд., М., 1971; Lоds А., Histoire de la litterature hebraique et juive
depuis les origines jusqu'a la ruine de l'etat juif, P., 1950; Ellis P.,
The men and the message of Old Testament, N. Y., 1963. С. С. Аверинцев,
Н. Д. Успенский
(о музыке).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я