ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ

ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ условное общее
наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектич. направлений
в русской архитектуре 2-й пол. 19 в. С 1830-х гг. в архитектуре церквей
начал распространяться пользовавшийся правительств. поддержкой русско-византийский
стиль, воплощавший идею офиц. православия о преемственности между Византией
и Россией и заимствовавший ряд композиц. приёмов и декоративных мотивов
визант. архитектуры ("образцовые проекты" церквей арх. К. А. Тона, 1840-е
гг.). Др. направление П, с. возникло под влиянием романтизма и славянофильства
(постройки арх. А. М. Горностаева): для него характерно использование произвольно
истолкованных мотивов др.-рус. архитектуры ("Погодинская изба"в Москве,
1850-е гг., арх. Н. В. Никитин). В нач. 1870-х гг. под воздействием народнич.
идей возникает новый демократич. вариант П. с., сводившийся к обильному
декорированию зданий узорами рус. нар. вышивок и резьбы по дереву (постройки
арх. В. А. Гартмана и И. П. Ропета). Это направление ("ропетовщина"),
пропагандировавшееся В. В. Стасовым, распространилось вначале в архитектуре
деревянных выставочных павильонов и небольших гор. домов, а затем в монументальном
кам. зодчестве. "Ропетовщину" к нач. 1880-х гг. сменило новое офиц. направление
П. с., почти буквально копировавшее декоративные мотивы рус. архитектуры
17 в.


Лит.: Ильин М. А., Борисова Е. А.,
Архитектура [2-й пол. 19 в.], в кн.: История русского искусства, т. 9,
кн. 2, М., 1965; Кириченко Е. И. [Архитектура 2-й половины 19 - нач. 20
вв.], в кн.: Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов
мира, т. 3, М., 1971, е. 367 - 74, Е. А. Борисова.

Псевдорусский стили. Архитектор И. И.
Поздеев. Дом Игумнова в Москве. 1889-93. Центральная часть. Снимок начала
20 в.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я