ПСИХОАНАЛИЗ

ПСИХОАНАЛИЗ (от психо... и
анализ),
метод психотерапии и психологич. учение, ставящее в центр внимания
бессознательные психич. процессы и мотивации. Был разработан в кон. 19
- нач. 20 вв. австр. врачом З. Фрейдом. От П. как конкретной теории
и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения
П. в ранг философско-антропологич. принципов. Отд. положения П. можно обнаружить
у Ж. Шарко и П. Жане (психологич. теория неврозов); ещё в
1882 венский психиатр Й. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения
тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить
и "отреагировать" забытую им травматич. ситуацию, послужившую источником
невроза. Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциаций, к-рый
и лёг в основу техники П. Было обнаружено, что травматич. события, аффективные
переживания, неисполнившиеся желания и т. п. не исчезают из психики, а
подвергаются вытеснению - активному удалению из сознания в сферу
бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психич.
жизнь, проявляясь часто в замаскированной, "зашифрованной" форме в виде
невротич. симптомов. Последние рассматриваются в П. как компромиссные психич.
образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с
противостоящей им внутр. "цензурой", представляющей собой механизм защиты
сознательного "Я" против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные
образования П. усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках,
описках и т. д.), остротах. Эти наблюдения вывели П. за пределы собственно
психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологич.
явлениями психики: в тех и других П. обнаружил общие психич. механизмы
символизации, замещения, конденсации и пр.


С точки зрения П. каждое психич. явление
должно быть раскрыто в трёх аспектах - динамическом (как результат взаимодействия
и столкновения различных психич. сил), энергетическом (распределение связанной
и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с
физич. энергией П. вводит понятие о квантуме психич. энергии, её "зарядах"
- катексисах, способах её распределения и перемещения и т. п.) и структурном.
На первом этапе развития П. (кон. 90-х - нач. 900-х гг.) было разработано
учение о различных формах и проявлениях психич. энергии с акцентом на сексуальных
влечениях (либидо). Учение о психич. структуре возникло в П. позднее
(3. Фрейд, "Я" и "Оно", 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело
бессознательная часть психич. аппарата получила наименование "Оно". Это
резервуар психич. энергии, "кипящий котёл" влечений, стремящихся к немедленному
удовлетворению. Эта часть психики связана с соматич. областью, служащей
для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром
и не знает различия между внеш. реальностью и субъективной сферой. Вторая
психич. структура - сознательное "Я" формируется как "оттиск" внеш. реальности
на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования "Я"
особую роль П. придаёт идентификации. "Я" - посредник между внеш.
миром и "Оно", влечением и удовлетворением. "Я" руководствуется не принципом
удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы
"Оно" с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении.
К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на
амбивалентности
влечений, при к-ром к.-л. влечение заменяется в сознании на противоположное,
сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная
любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость - как чрезмерная
доброта и т. п.); инверсия - влечение, направленное первоначально на внеш.
объект, под действием страха обращается человеком на самого себя. Третья
психич. структура - "Сверх-Я" формируется в результате
интроекции социальных
норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных
установок индивида. "Сверх-Я" функционирует большей частью бессознательно,
проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психич.
структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности
и т. п. После формирования "Сверх-Я" весь психич. аппарат начинает функционировать
как целое.


Распространение П. в Европе началось после
создания в 1908 Междунар. психоаналитич. ассоциации (с 1912 издавался журн.
"Imago", с 1913 - "Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse") и особенно
интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитич.
ин-т в Берлине, начавший выпускать проф. врачей-аналитиков. С приходом
к власти фашизма в 1933 П. подвергается запрету в Германии, с 1938 - в
Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие П. в Великобритании
и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы.
На США, где организовано св. 20 учебных и исследоват. ин-тов П., приходится
ок. 3/4 всей публикуемой лит-ры по П.


П. послужил отправным пунктом для развития
многообразных течений глубинной психологии. Внутр. противоречия
концепции П. у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ
и направлений - индивидуальной психологии А. Адлера, аналитич.
психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации
на бессознательные процессы получила разработку т. п. эгопсихология (X.
Гартман и др.), утверждающая относит. автономию сознательного "Я". После
2-й мировой войны 1939-45 развитие П. в Европе проходило в значит. мере
под влиянием идеалистич. философии экзистенциализма, феноменологии,
неотомизма,
в США - неофрейдизма. Попытки применения метода
П. характерны для ряда модернистских направлений иск-ва и лит-ры 20 в.:
школы "потока сознания", сюрреализма и др.


Сов. психология, отмечая, что П. ввёл в
науч. рассмотрение целый ряд важных явлений человеческой психики (бессознательные
процессы и мотивы, влияние переживаний раннего детства на формирование
характера и его патологич. деформации и др.), критикует его за сведение
разнотипных и изменчивых отношений между неосознаваемой высшей нервной
деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания
и бессознательного, за универсализацию психоаналитич. понятий и механическое
перенесение их в сферу социальных явлений, ведущее к психо-логизации человеческого
общества, личности и культуры.


Лит.: Фрейд З., Лекции по введению
в психоанализ, [т. 1 -2 ], М. - П., 1922; его же, Основные психологические
теории в психоанализе, М.- П., 1923; Психоанализ детского возраста. [Сб.
ст.], М., 1924; Бассин Ф. В., Проблема "бессознательного", М., 1968; Grinstein
A., The index of psychoanalytic writings, v. 1 -10, N. Y., 1956 - 72; Pumpian-Mindiin
E., Psychoanalysis as science, [2 ed.], N. Y., [1956]; Art and psychoanalysis,
N. Y., 1963; Psychoanalysis and current biological thought, Madison - Milwaukee,
1965; Encyclopedia of psychoanalysis, N. Y.- L., 1968. См. также лит. при
ст. Глубинная психология.

Д. Н. Ляликов.


П. в литературоведении - способ трактовки
лит. произведений с точки зрения психологич. учения о бессознательном.
П.
рассматривает художеств. творчество как сублимированное (см. Сублимация)
символич.
выражение изначальных психич. импульсов и влечений (сексуальных и инфантильных
в своей основе), отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение
в области фантазии. П. выявляет в истории лит-ры ряд устойчивых сюжетных
схем, в к-рых автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение
своих подсознат. желаний, либо их трагич. столкновение с силами социального
и нравств. запрета (так, в "Царе Эдипе" Софокла, "Гамлете" Шекспира и "Братьях
Карамазовых" Ф. М. Достоевского варьируется, согласно П., один мотив отцеубийства,
связанный с вытесненным "эдиповым комплексом").


Первые образцы применения П. к лит-ре и
иск-ву дал З. Фрейд ("Поэт и фантазия", "Достоевский и отцеубийство"),
предупреждавший, однако, против смешения задач П. и литературоведения:
П. подходит к лит-ре только как к сюжетно-иллюстративному материалу и сам
по себе не способен объяснить разницу между шедевром и его пересказом или
репродукцией, между великим писателем и рядовым невротиком или сновидцем.
Наиболее адекватно П. приложим к изучению продуктов мифологии и
"массовой
куьтуры",
где сознательное "Я" личности растворяется в бессознательном
"Оно" и устраняются собственно эстетич. критерии. В 20-30-е гг. наряду
с вульгарным П., разоблачавшим художество как иллюзию и сводившим его к
биол. инстинктам, имеют место серьёзные попытки использовать положения
П. в борьбе против формалистич. и вульгарно-социологич. методологии [Л.
Выготский, В. Волошинов (М. Бахтин)], осмыслить с его помощью практику
новейших течений (дадаизм, сюрреализм, экс-прессионизм, "мифологизм"),
найти объяснение загадочным лит. феноменам прошлого (этюды С. Цвейга о
Достоевском, Г. фон Клейсте, М. Бонапарт об Э. По, В. В. Брукса о М. Твене),
соединить П. с учением о художеств. форме и об обществ. роли лит-ры (X.
Рид, Р. Фрай, К. Бёрк, К. Кодуэлл). В послевоен. время на Западе наиболее
распространены две версии П.: экз потенциальный П. (Ж. П. Сартр, А. Мальро,
С. Дубровский и др.) ищет в лит-ре свидетельства о подлинном человеческом
бытии, укоренённом не в биол. природе, но в этич. свободе и достигающем
полного личностного самораскрытия в мире художеств. вымысла, где духовная
"самость" преодолевает гнёт ист. судьбы и выбирает себя; структуральный
П. (Ж. Лакан, К. Морон, Р. Барт, Ж. Деррида) подчёркивает зависимость художника
от сверхиндивидуальных механизмов культуры (языка и др. знаковых систем),
действующих в сфере бессознательного и обусловливающих структуру произведения
безотносительно к его "сознательному" замыслу и смыслу. П. в зап. литературоведении
подвергается критике со стороны марксистов; причём имманентно-статич. структурам
подсознания противопоставляется динамика социально-историч. жизни как источник
творч. процесса. Доктрину П. оспаривают также последователи культурно-историч.
школы и приверженцы математич. и кибернетич. методов.


Лит.: Фрейд З., Поэт и фантазия,
в кн.: Совр. книга по эстетике, М., 1957 (есть лит. ); Выготский Л., Психология
искусства, М., 1968; Кодуэлл К., Иллюзия и действительность, М., 1969;
Мorrison С. С., Freud and the critic, Chapel Hill., 1968; Matt P. von,
Literaturwissenschaft und Psychoanalyse, Frcib., 1972. М. Н. Этитейн,




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я