ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении,
сложилась в Зап. Европе и России в последнюю треть 19 в., отражая общий
поворот социологии, философии и эстетики к психологизму. Пересматривая
и развивая идеи культурно-исторической школы и особенно биографического
метода,
она противопоставляла себя спекулятивной ("общефилософской")
эстетике (в т. ч. классической немецкой). Гл. предметом изучения для П.
ш. стала внутренняя, психологическая сторона творчества, и прежде всего
- душевная жизнь автора, поскольку иск-во, по словам одного из основоположников
этой школы В. Вундта, "выражает все то, что человек носит в себе,
как впечатления внешнего мира и как свои собственные душевные движения"
("Основы искусства", СПБ, 1910, с. 7). Художник творит для себя: воплощая
в образы мучающие его мысли, чувства, настроения, он тем самым освобождается
от них; само произведение становится моделью души создателя. Все особенности
произведения выводятся из своеобразия личности художника, а различия между
произведениями объясняются различием переживаний и психологич. типов (поэты
выражения и поэты воплощения, художники-наблюдатели и художники-экспериментаторы).
Историч. развитие иск-ва (лит-ры), его обществ. обусловленность отодвигались
на второй план. Сторонники П. ш. не признавали объективного характера художеств.
содержания: оно всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает ("вкладывает")
сам читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни.
"Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось ему при
создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать
самое разнообразное содержание" (Потебня А. А. Мысль и язык, Хар., 1892,
с. 187).


П. щ. представляли в Зап. Европе труды
литературоведов (С. Жирарден, Э. Эннекен, В. Вец), а также эстетиков и
искусствоведов (В. Вундт, Э. Эльстер, Н. Фолькельт); на рубеже 19-20 вв.
П. ш. уступает место школам интуитивизма и психоанализа.


В России первым идеи школы изложил А. А.
Потебня
("Мысль и язык", 1862); в дальнейшем она представлена в работах его
учеников (Д. Н. Овсянико-Куликовский; А. Г. Горнфельд, Т. Райнов,
М. С. Григорьев и др.) и в жури. "Вопросы философии и психологии" (1899-1918);
как целое перестала существовать в 20-е гг. Осваивая наследие П. ш. (особенно
Потебни), марксистские исследователи критиковали её за абсолютизацию субъективной
стороны творчества, утверждение безграничности истолкований художеств.
идеи и недооценку историч. динамики иск-ва.


Лит.: Овсянико-Куликовский Д. Н.,
Вопросы психологии творчества, СПБ, 1902; Muller-Freinfels R., Psychologic
der Kunst, Bd 1 - 2, Lpz., 1922 - 23. В. В. Курилов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я