ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ международные.
Идея организации П. к. принадлежала польск. учёному Ю. Охоровичу (1881).
На 1-м конгрессе, посвящённом физиологич. психологии (Париж, 1889), рус.
делегация была самой многочисленной из иностранных; одним из почётных председателей
был избран И. М. Сеченов. Гл. темы - проблемы гипнотизма и внушения, роль
наследственности в психич. развитии, зависимость познания от мышечного
чувства. 2-й конгресс (Лондон, 1892), проходивший под знаком экспериментальной
психологии, имел 2 осн. секции: физиологии и психофизики, гипнотизма. В
центре дискуссий находилась проблема причинной обусловленности волевых
действий (рус. психолог Н. Н. Ланге, амер. психолог Дж. Болдуин, нем. психолог
Г. Мюнстерберг и др.). На 3-м конгрессе (Мюнхен, 1896) обсуждались вопросы
психофизиологии, психологии нормального индивида, патопсихологии. От России
участвовали Н. Е. Введенский, С. С. Корсаков и др. Развернулась острая
полемика между сторонниками естественнонауч. и идеалистич. объяснения психич.
явлений. Она продолжалась на 4-м конгрессе (Париж, 1900), где идеалистич.
линию отстаивали А. Бергсон (Франция), П. Карус (США) и др., естественнонаучную
- Т. Рибо (Франция) и Г. Эббингауз (Германия). 5-й конгресс (Рим, 1905)
отразил кризисную ситуацию в психологии, связанную с методологич. трудностями.
Наиболее острым являлся вопрос о самонаблюдении (интроспекции) как
гл. методе изучения сознания; в противовес интроспекции выдвигалась на
первый план бессознательная психич. деятельность (П. Жане, Франция). У.
Джемс (США) вообще отрицал существование сознания. 6-й конгресс (Женева,
1909) свидетельствовал о дальнейшем развитии объективных и точных методов
в психологии. Значит. внимание уделялось вопросам зоопсихологии. Нек-рые
учёные (преим. из США - Р. Йеркс, М. Прайсл и др.) отмечали значение созданного
И. П. Павловым метода условных рефлексов. В работе 7-го конгресса (Оксфорд,
1923) участвовало небольшое число учёных; рассматривались вопросы психотехники,
психологии труда, разработки тестов для обследования больших контингентов
рабочих с целью профотбора и др. На 8-м конгрессе (Гронинген, Нидерланды,
1926) доминировали гештальтпсихология и идеалистич. школа "психологии
жизни", требовавшая отказаться от союза с естествознанием и описывать личность
в её ориентации на культурные ценности. Существ. место заняли проблемы
психологии мышления. Сов. психолог Д. Н. Узнадзе выдвинул понятие об установке
как
факторе, направляющем деятельность сознания. 9-й конгресс (Нью-Хейвен,
США, 1929) отличался необычайным многообразием секций. И. П. Павлов в прочитанной
им вечерней лекции представил общий очерк учения о высшей нервной деятельности.
Возникла дискуссия между Павловым и представителями бихевиоризма (К. Лсшли),
отрицавшими роль физиологич. механизмов в регуляции поведения. Сов. учёные
защищали естественнонауч. ориентацию и марксистское учение о познании.
На 10-м конгрессе (Копенгаген, 1932) подчёркивалась необходимость преодолеть
односторонность противоборствующих школ. В докладе Павлова обосновывалась
концепция "динамического стереотипа" в деятельности больших полушарий мозга
как основы системной организации поведения. На 11-м конгрессе (Париж, 1937)
гл. темой была проблема психич. развития в животном мире (Ф. Бёйтендейк,
Нидерланды, выдвинувший идеи нового направления - этологии) и у
ребёнка (швейц. психолог Ж. Пиаже). Отмечалось значение открытия колебания
электрич. потенциалов головного мозга для анализа умственной деятельности
(Э.
Эдриан, Великобритания). 12-й конгресс (Эдинбург, 1948) выдвинул на первый
план проблемы социальной и инж. психологии. Был поставлен вопрос об использовании
кибернетики в исследованиях поведения. На 13-м конгрессе (Стокгольм, 1951)
дискутировался вопрос о применении матем., теоретико-информационных и др.
количеств. методов; обсуждалось отношение науч. психологии к психоанализу.
Было
принято решение создать интернац. союз науч. психологии, к-рый с тех пор
выступает организатором междунар. конгрессов. На 14-м конгрессе (Монреаль,
1954) господствовало естественнонауч. направление, успехи к-рого определил
союз психологии с нейрофизиологией. Обсуждались новые методы изучения электрич.
активности мозга [У. Пенфилд и Д. Хебб (Канада), Р. Гранит (Швеция) и др.].
Осн. доклады сов. учёных были объединены темой "Современные успехи в изучении
условных рефлексов"; рассматривалась роль ориентировочных реакций в построении
образов, регулирующих поведение. Проблемы психофизиологии явились центральными
и на 15-м конгрессе (Брюссель, 1957). На 16-м конгрессе (Бонн, 1960) внимание
учёных привлекли доклады К. Бюлера (США) о целостности и структурности
психической деятельности, А. Н. Леонтьева (СССР) о соотношении биологических
и социальных факторов в развитии личности, Ж. Пиаже о формировании чувственного
восприятия у ребёнка и др. 17-й конгресс (Вашингтон, 1963) отразил становление
новых направлений, обусловленное связью психологии с технич. науками и
кибернетикой. Обсуждались использование в психологии ЭВМ, технизация процесса
обучения и др. 18-й конгресс (Москва, 1966) продемонстрировал крупные успехи
сов. психология, науки, базирующейся на ленинской теории отражения. Осн.
темы конгресса - проблемы психич. развития, психологии личности и социальная
психология. 19-й конгресс (Лондон, 1969) наряду с анализом новых направлений
и концепций уделил большое внимание вкладу психологии в улучшение методов
обучения и организации социального поведения с целью помочь человеку приспособиться
к изменениям, связанным с совр. науч.-технич. революцией. 20-й конгресс
(Токио, 1972) в числе главных обсуждал вопрос о развитии психологии в странах
Азии, об участии этой науки в разработке актуальных проблем совр. общества.


Лит.: Ярошевский М. Г., Прогресс
психологии и международные психологические конгрессы, "Вопросы философии",
1966, №7; Воронова Р. А., О работе XX международного психологического конгресса,
"Вопросы психологии", 1973, № 1.

М. Г. Ярошевский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я