ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
отрасль прикладной
психологии, изучающая психологич. аспекты и закономерности трудовой деятельности
человека. П. т. начала формироваться на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом
производств. сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых
профессий, усложнением требований к человеку (см. также Психотехника).
Возникновение П. т. связано с началом научной
организации труда. На первом этапе развития важнейшей проблемой П.
т. была проблема проф. отбора. Анализ различий в производительности труда
у работников, получивших примерно одинаковую подготовку, привёл к мысли
о существовании более или менее стойких индивидуальных различий в сфере
т. н. проф. способностей. Были созданы спец. методы - тесты, с помощью
к-рых стало возможным количественно оценивать эти способности и на этой
основе производить проф. отбор. Возникла необходимость тщательного изучения
психологии профессий. Были вскрыты различия в проф. склонностях, интересах
и мотивах, побуждающих людей предпочитать одни профессии другим, организованы
спец. консультационные бюро по оказанию помощи подросткам, выбирающим профессию.
Возникла спец. ветвь П. т.- профессиональная ориентация и проф.
консультация. Появились спец. исследования законов развития проф. навыков
и качеств, важных для различных видов труда. Задача этого раздела П. т.-
разработка рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и применению
спец. методов упражнения и тренировки.
Важную область П. т. составило изучение
колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование
оптимального режима труда, при к-ром производительность и качество работы
испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей
недели и т. д. Совр. П. т. разрабатывает спец. методики, позволяющие измерять
утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области П. т.
тесно связана с физиологией труда. П. т. накопила огромный материал
по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния па человека условий
труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда,
необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития
потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.
д. Одна из задач П. т.- рациональное реконструирование профессий, выяснение
психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, науч.
обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение
для повышения производительности труда. П. т. координирует свои усилия
со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических
причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке спец. средств
для проф. отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов
упражнения и тренировки.
Исследование психологич. особенностей конкретных
видов трудовой деятельности, составление профессиограмм (содержательного
описания профессий и проф. деятельности с точки зрения включения и использования
психич. свойств и способностей человека), определение набора профессионально
значимых свойств личности способствовали формированию спец. направлений
психологии профессий (напр., психологии авиационной, космической, водительских
профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т. д.).
Наряду с экспериментальным методом большое
место в П. т. занимают аналитич. методы. Применяется метод спец. упражнений,
связанных с использованием различных устройств, моделирующих основные особенности
проф. работы. Важную роль играют методы вариационной статистики.
В условиях совр. науч.-технич. революции
П. т. призвана изучать новые условия, формы и возможные стимуляции трудовой
деятельности, новые профессии и требования к технически оснащённому труду.
П. т. имеет тесные контакты с социологией труда, социальной психологией,
инженерной
психологией, организационной и экономической психологией, конкретной
экономикой, производств. этикой, эргономикой, физиологией и гигиеной
труда, кибернетикой, с комплексом управленческих дисциплин, прикладной
математикой, квалиметрией, технической эстетикой и т. д.
Лит.: Липман О , Психология профессий,
пер. с нем., П., 1923; Трудовой метод изучения профессий. Сб., под ред.
И. Н. Шпильрейна, М., 1925; Смирнов А. А., Психология профессий, М., 1927;
Геллерштейн С. Г., Вопросы психологии труда, в сб.; Психологическая наука
в СССР, т. 2, М., 1960; Психология промышленного труда, М., 1962; Левитов
Н. Д., Психология труда, М., 1963; Личность и труд, М., 1965; Психология
труда, ч. 1 - 2, М., 1969; Платонов К. К., Вопросы психологии труда, 2
изд., М., 1970; Psihologia muncii industriale, sub. red. Al. Rosca, Buc.,
1967; Tomekovic Т., Psihologija rada. Kadrovi i rad, Bepgrad, 1965; Tiffin
I. and Me Cormick E. J., Industrial psychology, 3 ed., L., 1966; Okoii
J., Paluszkiewicz.. L., Psychologia w zakladzie pracy, Warsz., 1967; Ruziсka
J., Clovek a prace, Praha, 1972. С. Г. Геллерштейн, М. И. Бобнева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я