ПУССЕН
(Poussin) Никола (1594, июнь,
Лез-Андели, Нормандия,- 19. 11. 1665, Рим), французский живописец. Крупнейший
и наиболее последовательный представитель классицизма в иск-ве 17
в. Изучал антич. иск-во, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников
маньеризма
школы
Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также
анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ П. достоверны
лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по
заказу Дж. Марина (бистр, перо, ок. 1622-24, Королевская библиотека,
Виндзор). В конце 1623 П.- в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме.
Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический
строй, П. создаёт произв., предвосхищающие суровую гражданственность позднего
классицизма ("Смерть Германика", ок. 1628, Ин-т иск-в, Миннеаполис), полотна
в духе барокко ("Мученичество св. Эразма", ок. 1628-29, Ватиканская
пинакотека), просветлённо-поэтичные картины на мифологич. и лит. темы,
отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской
школы ("Спящая Венера", Карт. гал., Дрезден; "Нарцисс и Эхо", Лувр,
Париж; "Ринальдо и Армида", Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва;
все три - ок. 1625-27; "Царство Флоры", ок. 16311-1632, Карт. гал., Дрезден;
"Танкред и Эрминия", илл. см. т. 12, вклейка к стр. 272). Более чётко классицистич.
принципы П. выявляются в полотнах 2-й пол. 30-х гг. ("Похищение сабинянок",
2-й вариант, ок. 1635; "Израильтяне, собирающие манну", ок. 1637-39; обе
- в Лувре, Париж). Царящий в этих произв. чеканный композиционный ритм
воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего
низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В
1640-1642 П. работает в Париже при дворе Людовика XIII ("Время спасает
Истину от посягательств Зависти и Раздора", ок. 1641-42, Художеств. музей,
Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают П. вернуться
в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го
рим. периода ("Моисей, иссекающий воду из скалы", Эрмитаж, Ленинград; "Элиазар
и Ревекка", Лувр, Париж; обе-ок. 1648; "Аркадские пастухи" или "Et in Arcadia
ego", 2-й вариант, ок. 1650, Лувр, Париж; "Отдых на пути в Египет", ок.
1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к антич. сюжетам или уподобляя библейских
и евангельских персонажей героям классич. древности, П. строго отбирает
художеств. средства для убедительного выявления морального смысла той или
иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда
художника проникнут римский автопортрет П. (1650, Лувр, Париж). С 1640-х
гг. П. всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа,
П. представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он
вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные
стихии ("Пейзаж с Полифемом", ок. 1649, Эрмитаж, Ленинград; "Орион", ок.
1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские
сказания, выражая (в духе стоицизма)
мысль о высшей необходимости
или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего
мира ["Св. Иоанн на Патмосе" (ок. 1644-45, Ин-т иск-в, Чикаго); серия из
4 картин на тему времён года (ок. 1660-65, Лувр, Париж); в завершающем
эту серию полотне "Зима, или Потоп" размышление о бренности жизни поднято
на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистич. кредо П. выражено и
в его мыслях об иск-ве (напр., в связанном с музыкальной эстетикой 16 в.
учении о "Модусах", определяющих структуру и эмоциональную направленность
художеств. произв.).
Н. Пуссен. Автопортрет. 1650. Лувр.
Париж.
Соч.: Correspondance..., Р., 1911; в рус.
пер,- Письма, М.- Л., 1939.
Лит.: Вольская В. Н., Пуссен, М.,
1946; Grautoff O., Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben, Bd 1-2, Munch.-
Lpz., 1914; Friedlander W., Blunt A. (ed), The drawings of Nicolas Poussin.
[Catalogue], v. 1 - 4, L., 1939 - 63; Nicolas Poussin, v. 1 - 2, P., 1960;
Blunt A., Nicolas Poussin, [v. 1 - 2, N. Y., 1967]; Вadt K., Die Kunst
des Nicolas Poussin, Bd 1 - 2, [Koln], 1969.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я