ПУТЕУКЛАДЧИК

ПУТЕУКЛАДЧИК комплект машин
и оборудования, предназначенный для транспортировки и укладки рельсо-шпальной
решётки ж.-д. путей при строительстве новых и ремонте эксплуатируемых дорог.
П. начали применяться на железных дорогах СССР в 30-х гг. 20 в. Наибольшее
распространение имеет звеньевой способ укладки пути, при к-ром используются
звеньевые путеукладчики. Они укладывают заранее собранные на спец. базах
(см. Путевая машинная станция) звенья рельсо-шпальной решётки длиной,
равной длине стандартных рельсов (в СССР - 12,5 и 25 м). П. на рельсовом
ходу состоит из путеукладочного крана, ж.-д. платформ, оборудованных роликами
для перемещения по ним звеньев рельсо-шпальной решётки, одной или неск.
моторными платформами для транспортировки пакетов звеньев вдоль состава
и маневровых операций. Путеукладочный кран (рис. 1) - самоходная машина
с горизонтальной стрелой, под к-рой на платформе размещается пакет звеньев.
По стреле перемещаются тележки с захватами, к-рые подцепляют верхнее звено
пакета и поднимают его. Затем звено выносится вперёд (вдоль стрелы) и укладывается
на балластную призму или земляное полотно. После стыковки этого звена с
ранее уложенным кран вместе с платформами наезжает на только что уложенное
звено и укладывает новое. Такой П. используется также и в качестве разборщика;
в этом случае он забирает и укладывает на себя впереди лежащее звено и,
двигаясь задним ходом, освобождает и забирает новое звено и т. д. Производительность
П. на рельсовом ходу до 1200 м/ч, грузоподъёмность кранов 4,5-21
т,
время
укладки одного звена 1-2 мин.




Рис. 1. Путеукладочный кран.


При строительстве новых дорог используются
тракторные путеукладчики (на гусеничном ходу), имеющие стрелу, опирающуюся
спереди на трактор (рис. 2), а сзади - на портал, охватывающий путь. Портал
смонтирован на двух гусеничных тележках, устанавливаемых на земляном полотне
по концам шпал. Под порталом находятся платформы или тележки с пакетами
звеньев.

Рис. 2. Тракторный путеукладчик.


Лебёдки, смонтированные на стреле, захватывают
и поднимают верхнее звено пакета, П. вместе с поднятым звеном перемещается
вперёд и укладывает его на балластную призму. После стыковки звена с ранее
уложенным на него перемещаются тяговой лебёдкой платформы с пакетами, захватывается
очередное звено и процесс возобновляется. Тракторные П. имеют по сравнению
с рельсовыми П. большую манёвренность, могут укладывать путь впереди строящихся
мостов, труб, путепроводов, сокращая общие сроки строительства жел. дорог.
Их производительность до 1-2 км в смену.


За рубежом используются портальные путеукладчики,
состоящие из неск. лёгких портальных кранов, движущихся по рельсам или
уголкам, временно уложенным вдоль балластной призмы. Под порталами находятся
пакеты звеньев. Кранами захватывается верхнее звено, выносится вперёд и
укладывается.


Предусматривается автоматизация работ по
управлению машиной и разработка и освоение непрерывного метода укладки.
С. А. Соломонов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я