ПУТЕШЕСТВИЕ
1) передвижение по
к.-л. территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразоват.,
познават., спортивными и др. целями. До 18-19 вв. П. были одним из основных
источников получения сведений о тех или иных странах (их природе, населении,
истории, х-ве), общем характере и очертании поверхности Земли.
От античного времени сохранились описания
путешествий Геродота, учёных, сопровождавших Александра Македонского
в его походах. Классический пример П. средневековья-странствования М. Поло
и
А. Никитина. Эпоха Великих географических открытий характерна
многими П., в корне изменившими представление о планете. Позднее большое
значение для расширения знаний о Земле имели путешествия Д. Ливингстона
и
Т.Стэнли,
Н.
М. Пржевальского и др.; однако уже Пржевальский называл свои П.
науч. рекогносцировками, т. к. они могли удовлетворить лишь запросы первичного
и общего знакомства с особенностями той или иной территории. Поэтому в
18-19 вв. по мере углубления исследований, конкретизации и специализации
науч. целей и задач П. приобрели характер экспедиций научных, а
термин "П." с сер. 20 в. стал употребляться в основном применительно к
туризму.
2) П. в литературе - заметки путешественника, содержащие путевые впечатления,
описание дорожных происшествий, наблюдений и претендующие на сообщение
новых сведений о малоизвестных читателю или новооткрытых странах; история
вымышленного странствия, стилизованная под описание реального П. и подчинённая
дополнит. идсйно-художеств. задаче: приключенч., утопич., философской и
т. д.
Ранние П. тесно сосуществуют с легендами
и преданиями и питаются ими. Описание П. времён античности, средневековья,
Возрождения имеют как научно-познавательную, так и художеств. ценность.
Примеры: историко-географич. соч. Геродота, монумент. "География" Страбона,
"Германия" Тацита; в средние века - повествования путешественников-купцов
("Книга" Марко Поло, "Хождение за три моря" А. Никитина), отчёты о миссиях
на Восток да Плано Карпини, 13 в., Виллема Рубрука, 13 в., описания паломников
("Хождение Даниила русския земли игумена", 1106-08); в эпоху Великих географических
открытий 15-16 вв.- множество путевых описаний: соч. Б. де Лас Касаса,
бортовой журнал X. Колумба и письма Америго Веспуччи, дневник А. Пигафетты,
спутника Магеллана; аналогичные сочинения в странах Др. и ср.-век. Востока
(соч. Чжан Цяня, 2 в. до н. э., Сулеймана из Басры, 9 в., соч. Ибн Маджида
- лоцмана Васко да Гамы, 16 в.). В сер. 16 в. записки путешественников
начинают систематически публиковать венецианский издатель Рамузио (с 1550)
и англичанин Р. Хэклейт (с 1582).
В 17-18 вв. лит-ру о П. продолжили документы,
записки, описания мор. и сухопутных П., экспедиций (Р. Ла Саля, Дж. Кука,
Л. А. де Бугенвиля, Ж. Ф. Лаперуза, В. И. Беринга и др.), пиратских плаваний
и авантюр (записи голландца Эксквемелина, англ. пирата У. Дампира). В 19
в. созданы как протокольно-документальные записки о реальных П. ("Путешествие
на корабле „Бигл"" Ч. Дарвина, соч. Ф. Нансена, Н. Н. Миклухо-Маклая и
др.), так и писательские "путевые очерки", где осн. задачи повествования
- изложение впечатлений и соображений автора. Сильное и длительное влияние
на становление "путевых очерков" оказали "Сентиментальное путешествие...",
1768, Л. Стерна, "Итальянское путешествие", 1816-29, И. В. Гёте, а в России
- "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина и "Путешествие из Петербурга
в Москву" А. Н. Радищева. Разработали жанр "путевых очерков" романтики
Ф. Р. Шатобриан ("Американское путешествие", 1791, изд. 1827), А. Ламартин,
Г. Гейне, Т. Готье, П. Мериме. В 19 и особенно в 20 вв. этот жанр обрёл
разнообразные формы (напр.: "Путешествие в Арзрум" А. С. Пушкина, "Письма
об Испании" В. П. Боткина, "Фрегат „Паллада"" И. А. Гончарова, "Остров
Сахалин" А. П. Чехова, "Простаки за границей" М. Твена, "Ирландский дневник"
Г. Бёлля, "Ледовая книга" Ю. Смуула, "Ветка сакуры" В. Овчинникова); "путевой
очерк" становится одним из ведущих жанров публицистики. В 20 в.
особый читательский интерес вызывают многочисл. документальные П. как научно-популярный
жанр: "Аку-Аку" и "Путешествие на „Кон-Тики"" Т. Хейердала, "За бортом
по своей воле" А. Бомбара, "Вокруг света за китами" Б. А. Зенковича, "Себя
преодолеть" Ф. Чичестера.
Нар. эпос и художеств. лит-pa издавна питались
отголосками "географических" описаний и рассказов, в т. ч. и легендарных,
и фиктивных (Гомер, Вергилий, исл. и ирл. саги, популярные в средние века
"Плавание святого Бриндана", или "Путешествие" Дж. Мандевиля, рыцарские
романы, "Тысяча и одна ночь"). Популярность реальных П. 15-18 вв. расширила
обращение художеств. лит-ры к их содержанию и композиц. приёмам. Плавание
Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л. Камоэнса "Лузиады". Путешествия
и открытия служат сюжетной основой произв. Ф. Рабле и У. Шекспира. Филос.
и социально-утопич. роман 16-17 вв. строится в виде путевых заметок, воспоминаний
об удивительных странах (Т. Мор, Ф. Бэкон, С. де Бержерак). В 18 в. сложился
просветит. роман-П., вобравший черты авантюрного, филос., психологич.,
нравоописательного романов и сделавший путевые приключения двигателем сюжета
("Робинзон Крузо", 1719, Д. Дефо и "Путешествия..." Дж. Свифта, Т. Смоллетта,
Л. Хольберга). В 19 в. художеств. П. создали романтики ("Паломничество
Чайльд Гарольда" Дж. Байрона, "Моби Дик" Г. Мелвилла) и неоромантики (Р.
Стивенсон, Г. Р. Хаггард и др.). В 20 в. значительны художеств. П., построенные
на документальной основе (повести С. Цвейга, "Дерсу Узала" В. К. Арсеньева).
Наиболее широкое применение формы и приёмы
художеств. П. нашли в научной фантастике и приключенческой литературе.
Лит.: Хенниг Р., Неведомые земли,
пер. с нем., т. 1 - 4, М., 1961 - 1963; Путешествия и географические открытия
в XV- XIX вв., М.- Л., 1965; Роболи Т., Литература путешествий, в кн.:
Русская проза, Л., 1926; Котрелев Н. В., Восток в записках европейского
путешественника, в кн.: Типология и взаимосвязи средневековых литератур
Востока и Запада, М., 1974; Аtkinsоn G., Les relations des voyages du 18
siecle et l'evolution des idees, P., 1924; Rehm W., Der Reiseroman, В.,
1928; Gоve R. B., The imaginary voyage in prose fiction, L., 1961. В.
С. Муравьев (лит. П.).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я