ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА
(Piero della
Francesca) (p. ок. 1420, Сан-Сеполькро, Тоскана,- похоронен 12.10.1492,
там же), итальянский живописец. В 1439 работал в мастерской Доменико
Венециано. Испытал влияния Мазаччо и Ф. Брунеллески, а
также нидерландского искусства. Работал в Ферраре (ок. 1448-50), Римини
(1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466), но преим. в Сан-Сеполькро
и Урбино. Осн. черты иск-ва П. д. Ф.- величие образов, объёмность форм,
прозрачность колорита, последовательно перспективное построение пространства,
выступают уже в произведениях 1550-х гг. ("Крещение Христа", 1450-55, Нац.
гал., Лондон; "Мадонна делла Мизерикордия", ок. 1450-62, Коммунальная пинакотека,
Сан-Сеполькро; "Бичевание Христа", ок. 1455-60). В 1452-66 П. д. Ф. создаёт
цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо на тему легенды о "животворящем
древе креста" (илл. см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49). Эти фрески написаны
в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов;
обобщая объёмы фигур и развёртывая строго ритмизованные композиции параллельно
плоскости стены и на фоне гармонически ясных ландшафтов, П. д. Ф. добивается
впечатления просветлённой торжественности происходящих событий. Присущий
этим произв. дух невозмутимого внутр. благородства обретает особую возвышенность
во фреске "Воскресение Христа" (ок. 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).
Ок. 1465 П. д. Ф. исполнил отмеченные чеканной остротой характеристик портреты
герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца
(Гал. Уффици, Флоренция); огромную роль в этих произведениях играют насыщенные
светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. В поздних работах П. д. Ф.
("Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро", ок. 1472-75, Гал. Брера,
Милан; "Рождество", ок. 1475, Нац. гал., Лондон) светотень становится мягче,
всё большее значение в структуре произв. приобретает рассеянный серебристый
свет. В последние годы жизни П. д. Ф. написал два науч. трактата: "О перспективе
в живописи" (последнее изд. - Firenze, 1974) и "Книжицу о пяти правильных
телах" (последнее изд.- B"Atti della Reale Accade; mia del Lincei. Memorie
della classe di scienze morali, storiche e filologiche", serie V, Roma,
1915, v. 14). Первый из них, созданный под влиянием Л. Б. Альберти, даёт
матем. детализацию приёмов перспективы; второй содержит указания о практич.
решении нек-рых проблем стереометрии. Иск-во П. д. Ф. заложило основы Возрождения
в живописи Ср, и Сев. Италии (его учеником был Л. Синьорелли, а
последователями - Мелоццо да Форли и Ф. Касса), оказало влияние
на венецианскую и флорентийскую школы. Илл. см. на вклейках - к стр. 249
и табл. XIV (стр. 384-385).
Лит.: Лазарев В. Н., Пьеро делла
Франческа, М., [1966]; L<оn
L., 1968; Clark K., Piero della Francesca, 2 ed., L., 1969.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я