РАБЛЕ
(Rabelais) Франсуа (ок. 1494,
близ г. Шинон, Турень, - 9.4. 1553, Париж), французский писатель. Род.
в имении отца - юриста и землевладельца. В молодости монах; с 1527, покинув
монастырь, изучал право, топографию, археологию, медицину. Доктор медицины
с 1537. Вёл жизнь странствующего гуманиста, лектора и врача. В 1532 в качестве
продолжения популярного лубочного романа о великанах Р. издал "Пантагрюэля",
а затем, на протяжении двадцати лет, ещё три книги романа "Гаргантюа и
Пантагрюэль", встреченного современниками с восторгом. Каждая из частей
романа подвергалась запрету за откровенное и дерзкое свободомыслие, автору
не раз приходилось скрываться от преследований за границей. Посмертно изданная
под именем Р. "Пятая книга Пантагрюэля" (1564) написана неизв. автором
- вероятно, с использованием оставшихся после Р. материалов.
Великий роман Р.- подлинная художеств.
энциклопедия франц. культуры эпохи Возрождения: её религ. и политич. жизни,
филос., педагогич. и науч. мысли, общественного быта и духовных устремлений.
Всесторонний и беспощадный смех над отживающим миром сочетается у Р. с
безграничной верой в обновление жизни, в научный и социальный прогресс,
принимая форму предсказаний грядущих великих открытий и изобретений или
форму утопии свободного общества (описание Телемского аббатства). За необузданной
фантастикой и с виду хаотичным построением книги, "...наиболее причудливой
в мировой литературе" (France A.; CEuvres completes, v. 17, P., 1928, p.
45), ощущается замечательная трезвость и стройность универсального гуманистич.
мировоззрения. Сам Р. определяет свой "пантагрюэлизм" (т. е. гуманизм)
как "...глубокую и несокрушимую жизнерадостность, перед которой все преходящее
бессильно..." ("Гаргантюа и Пантагрюэль", М., 1966, с. 437). Исторически
его питает Возрождение, по словам Ф. Энгельса,- "...величайший прогрессивный
переворот из всех, пережитых до того времени человечеством..." (Маркс К.
и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Художественно "пантагрюэлизм"
представлен в двух главных образах романа - в короле-великане Пантагрюэле
("Всежаждущем" знаний), вечно невозмутимом перед любыми превратностями
фортуны, перед "всем преходящим" (олицетворение идеального будущего человечества),
и в его закадычном друге и спутнике, вечно сомневающемся, неугомонном бродяге
Панурге (олицетворение реального народа переломной эпохи). На этом как
бы символич. союзе ищущей передовой мысли гуманизма с беспокойным и на
свой лад тоже ищущим народом, материальной силой прогресса, основан и сюжет
последних трёх книг романа (после описания воспитания и молодости отца
Пантагрюэля, великана Гаргантюа, в первой книге - знаменитые в истории
педагогики главы романа - и детства самого Пантагрюэля во второй); аллегорическое,
но прозрачное по своему смыслу путешествие пантагрюэльцев к Оракулу Божественной
Бутылки (к Истине) за ответом на комически тревожащий Панурга вопрос -
"жениться или не жениться", за ответом на все "больные вопросы". В богатом
приключениями морском путешествии они терпят всякого рода невзгоды, посещают
разные "острова" со смехотворными обитателями - олицетворениями косности,
фанатизма, неразумия,- эти пережитки старого мира служат для "жаждущих"
и "ищущих" пантагрюэльцев доказательствами от противного на пути к истине.
В мировой лит-ре Р.- один из величайших
гениев комического. Подобно сюжету его романа, продолжению нар.
книги, смех Р. по своим источникам и приёмам, как и по своему духу в целом,
коренится в нар. творчестве. Жанры фольклора - сказки, фаблио, шутки, поговорки,
приёмы гротеска в языке и образотворчестве - всё это вошло в роман. Гл.
источник смеха у Р.- материализация духовного во вкусе нар. поэзии, игра
на двузначном характере "жажды" у его героев - жажды вина и жажды знаний:
отрицание ср.-век. идеала аскетизма и самоограничения, прославление всестороннего,
телесного и духовного, удовлетворения потребностей и безграничного развития
личности, "...ибо между телом и духом существует согласие нерушимое" ("Гаргантюа
и Пантагрюэль", с. 321). Любимый приём комич. иск-ва Р.- утрировка, доведение
пороков ("порождений Антифизиса" - Противоприроды) до Ф. Рабле. "Гаргантюа
и Пантагрюэль". Гравюра ТТТ. Дюмонтье. 2-я пол. 18 в. фантастически одностороннего,
чудовищного и вместе с тем чувственно наглядного, а потому сугубо смехотворного
гротеска. В целом глубоко жизнерадостный и многообразный смех Р.- не сатира,
к к-рой он часто близок лишь по материалу (пороки), а не по тону, весёлому
и веселящему, глумящемуся над злом, но лишённому страха перед ним, как
и тревоги за ход жизни и исход комического конфликта. Это многозначный
по оттенкам, но всегда бодрый, радостный, "чисто комический" (без свойственных
юмору грусти или умиления перед слабостью человеческой) праздничный смех,
как на карнавале; в его основе извечное нар. чувство смеха как симптома
счастья, довольства, беспечности, здоровья. Но смех, согласно доктору медицины
Р., обладает и обратной силой, исцеляющей и возрождающей, рассеивая скорбь,
чувство разлада с жизнью, болезненное состояние духа. Смех свидетельствует
о здоровом, ясном духовном зрении - и дарует его. "Освобождая от всяких
эффектов" (слова Р.), замутняющих наше сознание, смех играет для познания
жизни "терапевтическую" роль. Влияние комического у Р. на последующее развитие
франц. лит-ры - от Лафонтена и Мольера до Р. Роллана ("Кола Брюньон") -
огромно.
Ф. Рабле. "Гаргантюа". Гравюра.
1537.
Ф. Рабле. Портрет французской школы.
Ок. 1535.
Соч.: CEuvres completes, texte etabli et
annote par J. Boulenger, [P., 1934]; в рус. пер. - Гаргантюа и Пантагрюэль,
пер. Н. Любимова, М., 1966.
Лит.: Евнина Е. М., Ф. Рабле, М.,
1948; Пинский Л., Смех Рабле, в его кн.: Реализм эпохи Возрождения, М.,
1961; Бахтин М., Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья
и Ренессанса, М., 1965; F. Rabelais, Ouvrage public pour le 400 ans de
sa mort, Gen., 1953; Тetel M., Rabelais, N. Y., [1967] (лит.); Claude C.,
Rabelais, [P., 1973]. Л. Е. Пинский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я