РАБСТВО

РАБСТВО исторически первая и наиболее
грубая форма эксплуатации, при к-рой раб наряду с орудиями производства
являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. На стадии наиболее
отчётливых форм Р. раб не имел никаких прав; лишённый экономии, стимула
к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое положение
рабов подчёркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник, особая
одежда и т. д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя,
Р. легло в основу рабовладельческого строя. Источники Р.- иноплеменники,
захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью операций
(набеги, пиратство и т. п.); соплеменники, обращённые в Р. за неуплату
долгов, за совершённые преступления и т. д.; естественный прирост рабов;
работорговля и пр. Начальной формой Р. было т. н. патриархальное Р., когда
рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены; они жили обычно
под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные
члены семьи; оно связано с натуральным видом хозяйства. Патриархальное
Р. существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе
их к классовому обществу. Оно преобладало в обществах Др. Востока, а также
в древнегреч. гос-вах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы
развития экономики способствовали превращению его из патриархального в
античное. Для Афин 5-4 вв. до н. э., для поздней Рим. республики патриархальное
Р. - уже пройденный этап. Здесь установилось классическое античное Р.,
связанное с товарным х-вом, с максимальной степенью экспроприации личности
раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в "говорящее
орудие". Расцвет "классического" Р. был сравнительно кратковременным, т.
к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного
упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло
не привести к экономич. неэффективности Р. и неумолимо требовало в лучшем
случае коренной модификации рабской зависимости. Историч. факторы (сокращение
притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т. д.) действовали наряду
с экономическими и побуждали рабовладельцев искать новые формы эксплуатации.
Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного
производителя-раба в его труде и тем повысить эффективность эксплуатации.
Мн. рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами (см. Колонат).
Исторически
этот перелом, обусловленный экономич. причинами, привёл к фактическому
стиранию различий между колонами и рабами.


В период раннего средневековья в возникших
на терр. Римской империи "варварских" гос-вах (особенно в гос-ве остготов
в Италии и вестготов в Испании) Р. играло заметную, но уже не ведущую роль
в х-ве. Значит. часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно
сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого
крестьянства. К 13 в. в большинстве стран Зап. Европы Р. фактически исчезает,
однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля
рабами (перепродажа их из Турции в Сев. Африку) продолжалась до 16 в. В
Византии процесс изживания рабовладельч. отношений шёл значительно медленнее,
чем в Зап. Европе; в 10-11 вв. Р. сохраняло там ещё экономич. значение.
Но в кон. 11-12 вв. и в Византии практически завершается процесс слияния
рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян (кроме далматинцев,
к-рые вели торговлю рабами) Р. было распространено преим. в патриархальной
форме; на Руси оно существовало ещё в 9-12 вв. в недрах развивавшегося
феод. общества. Постепенно рабы (холопы) пополняли ряды феодально-зависимого
крестьянства, превращаясь гл. обр. в дворовых; вместе с тем положение нек-рых
групп крепостных (особенно работавших в рудниках) мало чем отличалось от
положения рабов. В древнейших гос-вах Закавказья и Ср. Азии Р. существовало
до 4-6 вв.; пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.


В крупнейших странах Востока - Китае, Индии
и др.-Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там
капиталистич. отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Осн. источником
Р. в ср. века здесь было долговое Р. В Китае была широко распространена
продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того,
одним из источников Р. в Китае на протяжении всего средневековья было превращение
в гос. рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах
приобрело Р. и в мусульм. странах Бл. и Ср. Востока. Так как ислам запрещал
обращать в Р. мусульман, то осн. источниками поступления рабов в мусульм.
страны был захват их во время войн с "неверными" и покупка на рынках стран
Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульм. странах использовались на тяжёлых
работах - в рудниках (см. Зинджи), в войсках мусульм. государей
(см. Гулямы, Мамлюки), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая
гаремы и обслуживающий их персонал).


Новый этап широкого распространения (с
16 в.) Р. в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом т. п. первоначального
накопления капитала,
колониальным порабощением этих стран. Широкие
размеры и наибольшее экономич. значение Р. приобрело в колониях на Амер.
континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке:
недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значит. части пригодных
для ведения крупного плантационного х-ва. Сопротивление индейцев, а также
их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии
обращать индейцев в рабов, привели к тому, что исп. и португ., а затем
и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего
размаха работорговля достигла в 17-19 вв. Общее число негров, ввезённых
в страны Америки, составляло, по-видимому, св. 10 млн. чел. В областях
крупных плантаций на терр. южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии
и Гвиане негры-рабы к кон. 18 в. составляли большинство населения. Обращались
с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения
рабочего скота. В неск. лучшем положении находились лишь группы рабов,
обслуживавших домашнее х-во плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с
наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисл. слоя
мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в кон. 18 -
первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое
увеличение спроса на хлопок и др. технич. культуры.


По мере развития капиталистич. отношений
всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда,
тормозившего дальнейшее развитие производит. сил. В этих условиях под давлением
всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого обществ. движения
против Р. (аболиционизм в США и т. п.) началась отмена Р. Великая
франц. революция провозгласила отмену Р. Однако во франц. колониях этот
акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Великобритания
юридически отменила Р. в 1807, но фактически вплоть до 1833 Р. в брит.
колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия,
а в 60-х гг. Р. было отменено большинством гос-в Американского континента.
В США Р. было отменено в результате Гражд. войны 1861-65 между Сев. и Юж.
(рабовладельч.) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного
труда, мало отличающиеся от Р. (пеонаж в странах Лат. Америки, система
законтрактованных рабочих в Океании и т. п.). В ряде колониальных и зависимых
стран институт Р. продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий
размах имело Р. в португ. колониях Африки как в плантационном, так и в
домашнем х-ве. У арабов Центр. и Юж. Аравии и в нек-рых странах Африки
(Эфиопии, Нигерии и др.) Р. сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 в.


Международно-правовое регулирование борьбы
против Р. началось ещё в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших
Р., носило формальный характер. По существу первая междунар. конвенция
против Р. была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая
ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что
Р. и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась
конференция представителей 59 гос-в по вопросу о борьбе с Р., принявшая
дополнительную конвенцию об упразднении Р., работорговли и институтов и
обычаев, сходных с Р. (принудительный труд и т. п.).


Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2; Энгельс Ф., Происхождение семьи,
частной собственности и государства, там же, т. 21; Утченко С. Л., Штаерман
Е. М., О некоторых вопросах истории рабства, "Вестник древней истории",
1960, 4; Валлон А., История рабства в античном мире, пер. с франц.,
т. 1 - 2, М., 1941; Нибур Г. И., Рабство, как система хозяйства. Этнологическое
исследование, пер. с англ., 2 изд., М., 1907; Аверкиева Ю. П., Рабство
у индейцев Северной Америки, М.- Л., 1941; ООН. Доклад специального комитета
по вопросу о рабстве (Вторая сессия), [б. м.], 1951; Пашерстник А. Е.,
Левин И. Д., Принудительный труд и рабство в странах капитала, М., 1952;
Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955;
Ingram J. К., A history of slavery and selfdom, L., 1895; Greenidge G.
W., Slavery, L., 1958; Nevinsоn H. W., A modern slavery, Essex, 1963; Martin
G., Histoire de l'esclavage dans les colonies frangaises, P., 1948; Тennenbaum
F., Slave and citizen. The Negro in the Americas, N. Y., 1947; Dumоnd D.
L., A bibliography on antislavery in America, Ann Arbor, 1961. В. И.
Козлов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я