РАВЕЛЬ
(Ravel) Морис Жозеф (7.3.1875,
Сибур, Атлантические Пиренеи,- 28.12.1937, Париж), французский композитор,
почётный доктор музыки Оксфордского ун-та (1929). Отец Р.- выходец из Швейцарии,
мать - испано-баскского происхождения. Окончил Парижскую консерваторию.
Ученик А. Жедальжа (контрапункт) и Г. Форе (композиция). Уже в студенч.
годы создал талантливые произв. Известность принесла ему "Павана на смерть
инфанты" для фп. (1899). Испытал влияние Э. Шабрие, Э. Сати, К. Дебюсси,
а также Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. В своей музыке Р.
развивал принципы импрессионизма. С наибольшей полнотой это отразилось
в произв. для фп.- "Игра воды" (1901), "Отражения" (1905), "Признаки ночи"
(1908), а также в балете "Дафнис и Хлоя" (либретто М. М. Фокина, 1911,
пост. 1912, Париж). В ряде сочинений Р., постоянно тянувшегося к исп. музыке,
нашли воплощение мелодика и ритмы Испании. Таковы шедевр оркестрового письма
"Испанская рапсодия" (1907), комич. опера "Испанский час" (1907, пост.
1911, Париж), популярнейшее "Болеро" для оркестра (1928) и многие сочинения,
непосредственно не связанные с исп. темой. Композитора привлекали также
старинный и совр. танец, джазовые ритмы. Танц. ритмами пронизаны "Благородные
и сентиментальные вальсы" для фп. (1911), "Испанская рапсодия", оперы "Испанский
час", "Дитя и волшебство" (1925, Монте-Карло), хореографич. поэма "Вальс"
(1920). Джазовая музыка нашла отражение в сонате для скрипки и фп. (1927,
2-я ч.- "Блюз"), фп. концерте для левой руки (1931, написан для австр.
пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку). Непревзойдённый
мастер оркестра, Р. создал также замечательные образцы в др. жанрах. Значительны
его находки в области муз. декламации ("Естественные истории" для голоса
и фп., на тексты Ж. Ренара, 1906; вокальные партии оперы "Испанский час"
и др.). Музыка Р. сочетает тонкую колористичность с ясностью мелодич. линий,
изысканную звукопись с ритмич. определённостью, строгостью форм. Он упростил
манеру изложения муз. мысли, но остался верным нац. классич. идеалам -
ясности стиля, чувству меры и красоты. Р.- автор оркестрового переложения
"Картинок с выставки" Мусоргского (1922).
Во время 1-й мировой войны 1914-18 Р. был
добровольцем на фронте. Своего рода данью погибшим на войне друзьям явилась
сюита для фп. "Гробница Куперена" (1917), каждая часть к-рой посвящена
одному из них. Р. был также пианистом и дирижёром, концертировал (в 1928
дирижировал своими произв. в США). Несколько последних лет из-за тяжёлой
болезни мозга почти не работал. Яркое и оригинальное, оптимистическое творчество
Р. глубоко гуманистично, наряду с Дебюсси он является крупнейшим композитором
Франции 20 в.
Лит.: Цыпин Г., Морис Равель, М.,
1959; Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, [пер. с франц.],
Л., 1962; Крейн Ю., Симфонические произведения М. Равеля, М., 1962; его
же, Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; [Равелиана],
"Советская музыка", 1962, № 12; Альшванг А., Произведения К. Дебюсси и
М. Равеля, М., 1963; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М.,
1970; Roland-Manuel A., Maurice Ravel, P., 1948; Landowski W., M. Ravel,
sa vie, son oeuvre, P., 1950; Long M., Au piano avec M. Ravel, P., 1971.
И. А. Медведева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я