РАДИОВЕЩАНИЕ
передача по радио
неограниченному числу слушателей речи, музыки и др. звуковых эффектов;
одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды,
просвещения населения. В странах развитого Р. радиопередачи слушает 90%
населения (1,5-2 ч в сут). Как форма организации досуга Р.
уступает только телевидению.
Различают осн. жанры Р.: информационные
общественно-политические (радиоинформация, -репортаж, -комментарий, -интервью,
-беседа); художественно- публицистические (радиоочерк, -фильм, -композиция);
художественные (радиоинсценировка, -пьеса и др.). Р., кроме того, использует
в передачах трансляцию исполнения лит. и муз. произведений всех жанров;
специально адаптированные для радио театр. драматич. и оперные спектакли.
Наиболее популярные формы совр. Р.- информационный радиовыпуск, радиогазета,
радиожурнал и др.
Р. осуществляется через передающие радиоцентры
и
принимается на радиовещательные приёмники индивидуального или коллективного
пользования. Широкое распространение в СССР и ряде др. стран получило
проводное вещание.
Приоритет в области изобретения радио
и
использования его как средства связи принадлежит России (А. С. Попов).
В
кон. 19 - нач. 20 вв. для передачи служебной информации построены первые
русские радиостанции.
Радиовещание в СССР. С первых лет
Сов. власти радио использовалось не только как средство связи, но и как
источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты
Сов. пр-ва, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о междунар.
положении, выступления В. И. Ленина. Одной из актуальных гос. задач было
создание материально-технич. базы Р. В 1918 Совнарком создал комиссию для
разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций
воен. ведомства передан Наркомату почт и телеграфа; Совнарком принял декрет
о централизации радиотехнич. дела в стране. Первые радиовещательные передачи
велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 - из опытных
радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).
Коммунистич. партия и Сов. пр-во придавали
исключительное значение радиофикации как основному средству развития
Р. В 1920 Ленин писал М. А. Бонч-Бруевичу, руководившему Нижегородской
радиолабораторией: "Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность
и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете.
Газета без бумаги и „без расстояний", которую Вы создаете, будет великим
делом" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 51, с. 130).
В 1922 в письмах И. В. Сталину для членов
Политбюро ЦК РКП(б) Ленин сформулировал положения программы сплошной радиофикации
страны (см. там же, т. 45, с. 194-96), в том же году начались первые (ещё
нерегулярные) текстовые радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская
радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению и популяризации
Р. в 20-е гг. способствовали массовое радиолюбительское движение (к-рое
стало развиваться после открытия в 1922
в Москве радиостанции им. Коминтерна),
деятельность организованных в 1924 Об-ва друзей радио, акц. об-ва "Радиопередача"
(первоначально - "Радио для всех", его членами были Наркомпочтель, ВСНХ,
РОСТА, Всероссийский электрич. трест з-дов слабого тока). Регулярное Р.
началось 23 ноября 1924, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты.
В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП(б) для общего руководства Р. и
Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных
направлений вещания .
В 20-е гг. складываются жанры Р. (радиорепортаж,
радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В
1925 в эфире - первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвящённый
Октябрьским торжествам; детские передачи - "Радиооктябрёнок", "Радиопионер"
(впоследствии "Пионерская зорька"); "Культурное наследие - детям";
молодёжная - "Молодой ленинец"; с 1926-"Крестьянская радиогазета", "Рабочая
радиогазета", этнографические концерты. Организуется регулярное Р. в союзных
республиках - в 1925-27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове,
Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.
С 20-х гг. традицией сов. Р. стали выступления
гос. деятелей. Состоявшаяся в сер. 20-х гг. дискуссия об общественном назначении
Р., его месте среди видов иск-ва и средств эстетич. просвещения способствовала
развитию форм и жанров Р., особенно литературно-драматического (см. Радиоискусство).
В 1927 Совнарком принял постановление,
направленное на улучшение художеств. программ. В подготовке лит. передач
участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий,
Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов и др. Регулярные обзоры под рубрикой
"Литература - массам" знакомили слушателей с творчеством сов. писателей
и классич. лит. наследием. Р. популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты
раскрывали осн. этапы истории мировой муз. культуры. В 20-е гг. прозвучали
первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра
СССР. С 1925 в программе Р. появились беседы и лекции на социально-политич.
и научно-технич. темы. В кон. 20 - нач. 30-х гг. для целенаправленного
образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистич.,
комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).
С 1928 по 1933 мощность сов. радиовещательных
станций увеличилась в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтелс образован Всесоюзный
комитет по Р., в 1932 - 12 местных радиокомитетов в республиках и областях.
Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка,
всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930).
Пост. ЦК ВКП(б) "О перестройке рабселькоровского движения" (1931) рекомендовало
радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады),
расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы
передач по письмам трудящихся.
В соответствии с пост. "О перестройке литературно-художественных
организаций". (1932) расширились тематика, формы, жанры художеств. передач.
В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н.
А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И.
Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произв. Д. Д. Шостаковича,
Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьеву, Д. Б. Кабалевского и др. впервые исполнялись
по радио. Муз. вещание знакомило слушателей с проф. исполнителями и с лучшими
коллективами художеств. самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски
"Последних известий". В 1933 Совнарком утвердил "Положение о Всесоюзном
комитете по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР"; в составе комитета
учреждались управления радиофикации, центр. вещания, местного вещания.
В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с
учётом временного пояса, нац. языковых особенностей населения различных
р-нов страны. Первый всесоюзный радиофсстиваль (1936) положил начало межреспубликанскому
обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политич. вещания
выделились самостоятельные редакции сел. передач, красноармейского, молодёжного,
спортивного вещания. Видное место в программах Р. заняла оборонно-спортивная
тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник
В. С. Синявский). Важную роль в улучшении Р. сыграла спец. печать
по вопросам радио: журналы "Радиофронт" (осн. в 1925, до № 19 - "Радио
всем"), "Говорит СССР" (1931), еженедельная газета "Новости радио" (1925)
и др.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45
передано 2 тыс. радиосводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков "Последних
известий", св. 8 тыс. "Писем с фронта" и "Писем на фронт". Значит. место
в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с
фронта (в выпусках "Последних известий" ок. 7 тыс. корреспонденции из действующей
армии). В отличие от других стран, в СССР в годы войны Р. оставалось непрерывным
и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения
временно оккупированных р-нов. По Всесоюзному радио часто выступали
руководители Сов. пр-ва. В 1944 Совнарком принял пост. о мероприятиях по
укреплению материально-технич. базы Центрального радиовещания, в 1945 -
о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал
в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации).
В 1948 Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное
вещание (общий объём передач 45 ч в сут). Началась сплошная радиофикация
колхозов. В 1956 создана Гл. редакция вещания для молодёжи (осн. рубрика
- радиогазета "Говорит комсомолия"). С 1 окт. 1960 Всесоюзное Р. стало
круглосуточным. В 1961 объём вещания возрос до 78 ч в сут. В 1962
введено новое Положение о передачах Всесоюзного радио, в к-ром предусматривалось
конкретное и точное определение содержания и жанра планируемых передач,
организация сезонных (осенне-зимней и весенне-летней) сеток вещания. В
1962 прозвучала первая программа радиостанции "Юность". Появились первые
молодёжные программы в республиканских и краевых радиокомитетах - "Молодые
романтики Приморья", "Белорусская молодёжная", украинская "Молодая гвардия",
"Клуб молодых репортёров Эстонии" и др. В 1963 начала функционировать 5-я
программа - для сов. граждан, находящихся за рубежом, и зарубежных слушателей.
В 1964 2-я программа реорганизована в информационно-муз. программу "Маяк".
В 50-60-е гг. появились такие популярные рубрики, как "Ленинский университет
миллионов", радиожурнал "Земля и люди" (для сел. слушателей), "У телетайпной
лепты", "Международные обозреватели за круглым столом".
Детское вещание наряду с популярными передачами
"Радиотеатра для детей", "Пионерской зорьки", "Клуба знаменитых капитанов",
"Угадай-ки" и др. организует общественно-политич. радиожурнал "Ровесники"
(с 1963), серии передач научно-художественных, образовательных, учебных
(в т. ч. "Радио для урока").
50-летию Великой Октябрьской социалистич.
революции были посвящены серии и циклы передач: "Хроника Великого Октября.
Год 1917-й", "50 пламенных лет", ежемесячный "Ленинский альманах"; 100-летию
со дня рождения В. И. Ленина - "Годы великой жизни. Страницы биографии
В. И. Ленина", "Воспоминания о Ленине", "Подвиг партии и народа", "Ленинские
уроки молодёжи", "Литературная Лениниана" и др.
В соответствии с пост. ЦК КПСС "О мерах
по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения" (1962) повсеместно
совершенствуются технич. условия приёма программ, расширяется обмен программами
между Москвой, республиками и областями, организована подготовка кадров
по радиовещанию и телевидению (в 1974 в 19 вузах и н.-и. ин-тах), к участию
в создании вещательных программ стала широко привлекаться общественность.
Литературно-драматич. вещание пропагандирует
лучшие произведения рус., сов. и зарубежной лит-ры. Инсценируются известные
романы и повести, в радиотеатре выступают ведущие сов. актёры. Появились
новые виды вещания: одноактный спектакль, инсценированный спектакль. Систематически
готовятся муз.-образоват. передачи, концерты-лекции, концерты по заявкам
слушателей, муз. обозрения, концерты художеств. самодеятельности, муз.
радиоспектакли, радионовеллы, проводятся недели, декады, месячники музыки
народов зарубежных стран. В создании передач участвуют муз. коллективы
Всесоюзного радио: оркестры - Большой симфонический, эстрадно-симфонический,
рус. нар. инструментов, Большой хор, хор рус. нар. песни, ансамбль сов.
песни и др.
Популярны передачи по письмам слушателей
- "Полевая почта „Юности"", "По вашим просьбам", "В рабочий полдень", "Поэтическая
тетрадь", "В мире слов" и др., экономич. консультации, справки по разнообразным
вопросам и др. Почта Всесоюзного радио (1974) - 511 тыс. писем.
Развивая традиции радиоуниверситетов 20-х
гг., Р. организует цикл спец. уч. передач в помощь школе, общеобразовательных
- в помощь политич. самообразованию, по лит-ре и иск-ву, в т. ч. "Радиоуниверситет
культуры" (см. также Технические средства обучения).
Передачи внутрисоюзного Р. готовят гл.
редакции Гос. комитета Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию - пропаганды,
информации (программа "Маяк"), вещания для детей, для молодёжи (радиостанция
"Юность"), литературно-драматич., муз. вещания, вещания для Москвы, для
Московской обл. Проблемами организации Р. и выпуска передач занимаются
также входящие в состав Гос. комитета: гл. дирекции программ Центр. телевидения
и радиовещания (осн. в 1970); Центр науч. программирования (осн. в 1970),
Дом
радиовещания и звукозаписи, Всесоюзный н.-и. ин-т телевидения и радиовещания
(1957), Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания
(1970).
Р. охвачена вся терр. СССР: передачи ведутся
на более чем 60 языках народов СССР и 70 языках народов др. стран; среднесуточный
объём вещания для населения СССР составил в 1975 св. 1 тыс. ч. По
суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе,
располагая наиболее мощными радиостанциями в мире. Проводное вещание ведётся
через 35 тыс. ретрансляционных узлов (в более чем 400 городах по трём программам).
Насчитывается св. 60 млн. радиоприёмников и св. 50 млн. репродукторов.
Развивается стерсофонич. вещание.
В 1975 Всесоюзное радио имело 5 осн. программ
вещания (среднесуточный объём 150 ч).
1-я программа (основная) - общесоюзная
информационная, общественно-политич. и художественная. Включает информационные
выпуски "Последних известий", ежедневные обзоры центр. газет. Одна из старейших
передач программы- "Рабочая радиогазета". Жителям села адресован радиожурнал
"Земля и люди". Популярны передачи "Человек и закон", "Служу Советскому
Союзу", "Здоровье", программа радиостанции "Юность", "Театр у микрофона",
обозрение "Театр и жизнь", "Лит-pa и иск-во за рубежом", "Муз. вечера"
и др. По 1-й программе звучат передачи для детей и др. Среднесуточный объём
вещания 20 ч. Передают программу радиостанции трёх синхронных сетей.
Готовятся с учётом поясного времени три
дубля 1-й программы: для Западной Сибири, республик Средней Азии (кроме
Туркм. ССР) и Казахстана; Восточной Сибири; Дальнего Востока. 2-я программа
("Маяк") - круглосуточная информационная и музыкальная информирует радиослушателей
о событиях внутр. и междунар. жизни, пропагандирует лучшие произв. сов.
и зарубежной музыки (концерты звучат между 5-7-минутными информационными
выпусками, передающимися каждые полчаса). Передаётся одновременно для всех
р-нов страны. 3-я программа - общеобразовательная, лит.-музыкальная, включает
документальные композиции и радиоспектакли, творческие портреты писателей,
драматургов, композиторов, артистов, а также передачи для учащихся, составленные
с учётом школьных программ. Среднесуточный объём 14 ч. 4-я программа
- музыкальная, знакомит слушателей с произведениями мирового муз. иск-ва,
с творчеством выдающихся исполнителей. Звучит на ультракоротких волнах.
С февр. 1974 на волне 4,16 м транслируются стереофонические передачи (в
среднем 4 ч в сут). 5-я программа - круглосуточная информационная,
общественно-политич. и художественная, адресована сов. гражданам, находящимся
за пределами страны (морякам, рыбакам, полярникам и др.).
Ежедневно ведут передачи 160 аппаратно-студийных
комплексов. В 1974 действовали 164 краевых и областных комитета по телевидению
и радиовещанию и 5 окружных радиоредакций.
В системе Гос. комитета Сов. Мин. СССР
по телевидению и радиовещанию действует (1975) 14 комитетов союзных республик,
154 областных, краевых и окружных (85 - в РСФСР, 69 - в др. союзных
республиках), 341 городская редакция Р. (164 - в РСФСР, 177 - в др. союзных
республиках). Работа местных радиокомитетов по тематике, жанровой структуре
передач, времени ежедневного выхода в эфир координируется с программой
Всесоюзного радио. Местные комитеты регулярно готовят передачи о жизни
республик, краёв, областей и для Всесоюзного радио.
Среднесуточный объём местного вещания превышает
1000 часов. В 1974 объём среднесуточного вещания республиканских радиокомитетов
составлял (в часах): в Азерб. ССР - 32,5, Арм. ССР - 36,1, Белорус. ССР
- 20, Груз. ССР -23,2, Казах. ССР - 37,5, Кирг. ССР -22, Латв. ССР -28,
Литов. ССР - 32,5, Молд. ССР - 30,6, Тадж. ССР - 26,5, Туркм. ССР - 23,
Узб. ССР - 35, Укр. ССР -39,6, Эст. ССР -29,6; объём вещания местных радиокомитетов
РСФСР - 385 ч. Местные передачи ведутся, как правило, по 3 программам.
См. также раздел Печать, радиовещание,
телевидение в статьях о союзных и автономных республиках; сведения о Р.
в краях и областях СССР - в соответствующих статьях.
Регулярное вещание Московского радио на
зарубежные страны началось с 1929, вначале на немецком, затем на франц.,
англ. и др. языках. Передачи раскрывают всемирно-историч. значение строительства
коммунизма в СССР и социализма в странах мировой социалистич. системы.
В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 начались передачи на греч., тур.,
перс., норв. и др. языках, вещание на Индию, страны Бл. Востока, Китай,
Японию, зап. часть США. Московское радио было источником объективной информации
о ходе войны. По просьбе филиала амер. радиовещательной компании "Нэшонал
бродкастинг компании (ныне самостоят. радиотелекорпорация "Американ
бродкастинг компани") была организована передача Московского радио
для США, к-рая ретранслировалась 96 амер. станциями. В 60-е гг. среднесуточный
объём вещания на зарубежные страны составлял 140 ч на 46 иностр.
языках и 10 языках народов СССР. Увеличился объём передач на страны Африки,
Д. Востока и Юго-Вост. Азии. В 1964 создана радиостанция "Мир и прогресс"
- орган сов. общественных организаций. Большой популярностью у слушателей
пользуются т. н. почтовые выпуски, ответы на вопросы слушателей. В 1974
общий объём иновещания составлял более 200 ч в сут, передачи
велись па 70 языках. Почта в 1974 - св. 100 тыс. писем.
В муз. коллективах Всесоюзного радио работали:
дирижёры - Б. А. Александров, Н. С. Голованов, А. В. Гаук, В. Н. Кнушевицкий,
Ю. Ф. Никольский, А. И. Орлов, Л. П. Пятигорский, Г. Н. Рождественский;
хормейстеры-И. М. Кувыкин и А. В. Свешников; солисты - Г. А. Абрамов, Д.
В. Демьянов, В. А. Бунчиков, З. Н. Долуханова, Н. А. Казанцева. О. В. Ковалёва,
В. А. Нечаев, Н. Д. Рождественская, Г. П. Сахарова, И. П. Яунзем и др.
В создании литературно-драматич. и детского вещания активно участвовали
артисты и режиссёры О. Н. Абдулов, Н. А. Александрович, Т. К. Алмазова,
3. А. Бокарёва, В. С. Гейман, Р. М. Иоффе, Н. С. Киселёв, Н. В. Литвинов,
В. А. Спсрантова, Т. И. Чистякова, Н. С. Цыганова. Ведущие звукорежиссёры-
В. В. Федулов, Г. А. Брагинский, А. В. Гросман, Д. И. Гаклин, А. М. Рымаренко;
дикторы - М. И. Лебедев, Е. А. Отьясова, В. В. Соловьёв-Всеволодов, В.
Н. Балашов, О. С. Высоцкая, Б. Б. Герцик, Ю. Б. Левитан, Н. А. Толстова.
В фондовой фонотеке Всесоюзного
радио сосредоточиваются уникальные документальные, лит., муз. и др. записи
(в 1975 св. 100 тыс. записей, более 140 млн. км магнитофонной ленты),
ежегодно она пополняется новыми записями объёмом ок. 400 ч звучания.
Гос. комитет Сов. Мин. СССР по телевидению
и радиовещанию издаёт: еженедельник "Говорит и показывает Москва" (осн.
в 1958, до января 1974 - "Говорит Москва"), ежемесячный журнал "Телевидение
и радиовещание" (осн. в 1957, до № 11, 1970-"Советское радио и телевидение"),
ежемесячный звуковой журнал "Кругозор" (с 1964) и детское приложение
к нему "Колобок" (с 1969).
Зарубежное радиовещание. Первая регулярная
радиовещательная станция за рубежом вступила в строй 2 нояб. 1920 в Питсбурге,
США, компания "Вестингауз" (Westinghouse). В Зап. Европе первые радиопрограммы
начались в 1922 в Лондоне, компания "Маркони" (Marconi) и в Париже - "Радио
Пари" (Radio-Paris). В 1923 открылись радиостанции в Германии, Бельгии,
Чехословакии, в 1924-26 ещё в 14 странах, в т. ч. в Венгрии, Польше, Румынии,
Югославии, Японии, в 1929 - в Болгарии. С конца 40-х гг. передающая и принимающая
радиосети получили повсеместное развитие, были созданы мощные передатчики.
Каждое десятилетие т. н. мировой парк радиоприёмников более чем удваивается.
В 1960 во всех странах мира насчитывалось 348 млн. приёмников, в сер. 70-х
гг.- 845,6 млн. (при населении в 3739 млн. чел.), число радиоабонентов
возросло (в млн.): в Зап. Европе - с 82,7 до 165,2, в социалистических
странах Европы (включая СССР) - с 31,8 до 80,3, в Африке - с 5,7 до 20,9,
в Америке - со 190 до 394,4 (в т. ч. в США - со 156 до 320), в Азии - с
32,2
до 155,4, в Австралии и Океании - с 3,2 до 10,8.
В Болгарии, ГДР, Польше, Румынии, Италии,
Франции, Японии и мн. др. странах радиопередачи осуществляются по трём
нац. специализированным программам (информация, развлечение и просвещение).
В большинстве стран созданы круглосуточные музыкальные программы.
В социалистич. странах осн. принципы организации
Р. и его задачи определяются гос. законами. Р., как правило, занимаются
гос. комитеты по телевидению и радиовещанию. Р. охвачено практически всё
население. В 1974 в ГДР насчитывалось 5,8 млн. приёмников, в Польше - 5,8
млн., в Чехословакии-3,9 млн., в Венгрии - 2,6 млн., в Румынии - 3,1 млн.,
в Болгарии - 2 млн., в Югославии - 3,8 млн., на Кубе - 2 млн. приёмников.
Развивается проводное вещание: им охвачено в отд. странах 25- 30% населения.
В основе координации радио- и телевизионных программ - принципы взаимодополняемости
и контрастности.
В развитых капиталистических странах Р.
носит преимущественно гос. характер, даже если оно осуществляется по лицензии
полугос. организациями типа РАИ - "Радиоаудициони Италия" (Radioaudizioni
Italia) - в Италии, Би-Би-Си- "Бритиш бродкастинг корпорейшен" (British
Broadcasting Corporation) - в Великобритании, ОРТФ - "Оффис де радиодиффюзьон
телевизьон франссз" (Office de Radiodiffusion Television Francaise) - во
Франции. Только в США Р. ведётся частными компаниями, для к-рых источники
финансирования - не абонементная плата и гос. дотации, а доходы от продажи
крупнейшим монополиям вещательного времени для рекламы. Ряд стран (Япония,
Австралия, Канада, Великобритания) имеет смешанную систему: гос. и коммерч.
вещательные службы. В Европе (Люксембург) функционирует крупнейшая музыкально-развлекательная
коммерч. радиостанция "Люксембург ".
Особое место в вещании капиталистич. стран
занимает радио США, где нет общенац. централизованных радиопрограмм. Четыре
радиосети - "Американ бродкастинг компани" (American Broadcasting Company),
"Нэшонал бродкастинг компани" (National Broadcasting Company), "Коламбия
бродкастинг систем" (Columbia Broadcasting System), "Мючюэл бродкастинг
компани" (Mutual Broadcasting Company) ограничиваются тем, что снабжают
свои филиалы - местные станции - преим. "новостями часа" - 5-минутными
сводками, в к-рых 1,5 мин занимает реклама. Существующие в стране
7,5 тыс. радиостанций (действуют в радиусе 35-60 миль) передают рекламу
(около 20-25% вещательного времени), музыку, общенациональные новости,
дополняя их местной информацией. Есть "рок-н-ролльные", "дорожные", "народные"
и другие муз. станции, а также "информационные" и "дискуссионные" (практикующие
телефонные шоу с участием слушателей). Осн. цель коммерч. радио - макс.
обеспечение аудиторией заказчиков рекламы. Рекламные доходы амер. радио
ежегодно составляют 1,2 млрд. долл. (уступая только прессе и телевидению).
Университетские и некоммерч. культурно-просветит. радиостанции (образующие
т. н. общественное радио) не в силах конкурировать с коммерческими и имеют
ничтожно малую аудиторию.
В развивающихся странах Азии, Африки и
Лат. Америки Р.- наиболее массовое и общедоступное средство информации
и просвещения. В 30-40-е гг. до завоевания независимости радиослужбы во
многих из этих стран создавались колон. администрациями, копировавшими
структуру европ. компаний и преследовавшими цель укрепления связи с метрополиями,
поэтому нац. пр-вам пришлось не только обновлять и усиливать материально-технич.
основу вещания, но и коренным образом пересматривать его задачи. Осн. тип
вещания - государственный. Коммерч. радиостанции редки, наиболее известна
среди них станция Шри-Ланка (Цейлон), развлекательные передачи к-рой принимает
вся Юго-Вост. Азия. В программах радиослужб ок. 50% составляют передачи
нац. музыки; остальное время примерно поровну делится между информационными,
общественно-политич. и учебно-просветит. передачами. В ряде стран по инициативе
ЮНЕСКО созданы т. н. радиофорумы
для коллективного прослушивания радиопрограмм в клубах (программы для сел.
радиофорумов посвящены вопросам личной гигиены, ведения с. х-ва, основам
гражд. права и т. п.).
В становлении Р. развивающимся странам
оказывают помощь ЮНЕСКО и др. междунар. орг-ции. Старейшая из них - Международный
союз электросвязи (создан в 1865, штаб-квартира в Женеве), осн. функция
к-рого состоит в распределении радиочастот. Союз объединяет практически
все страны мира. Социалистич. страны входят в Международную организацию
радиовещания и телевидения (1946, Брюссель), зап.-европейские - в Европейский
радиовещательный союз (1950, адм. ц.- Женева, технич. ц.- Брюссель). Крупнейшие
междунар. орг-ции радио и телевидения - Межамер. ассоциация вещателей (1946),
Союз радио и телевидения Африки (1960) и Азиатский радиовещательный союз
(1964).
См. также разделы Печать, радиовещание
и телевидение в статьях о странах.
Лит.: Ленин о радио. [Сост. П. С.
Гуревич и Н. П. Карцев, М., 1973]; Казаков Г., Ленинские идеи о радио,
М., 1968; Очерки истории советского радиовещания и телевидения, ч. 1, 1917
- 1941, М., 1972; Проблемы телевидения и радио. [Исследования.Критика.
Материалы], в. 1 - 2, М., 1967 - 71; Современность. Человек. Радио,
в. 1 - 2, М., 1968 - 70; Зарва М., Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач,
М., 1971; Гальперин Ю., Человек с микрофоном, М., 1971; Марченко Т., Радиотеатр,
М., 1970; Режиссура радиопостановок. Сб. статей, М., 1970. С. Г. Лапин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я