РАДИОИСКУССТВО
разновидность драматического
словесно-звукового искусства, возникшая с развитием технич. средств радио.
В понятие "Р." входят также трансформации лит., театр., словесно-музыкальных
сценич. произв., к-рые в результате использования творческих приёмов и
технич. средств радиовещания приобретают новые художественно-образные
качества и новые свойства эстетич. воздействия. Наряду с киноискусством
и
телевизионным искусством Р. входит в ряд важнейших массовых иск-в,
вызванных к жизни мировой научно-технич. революцией 20 в. и новыми потребностями
массового общения людей.
Р. располагает собственными художественно-выразительными
средствами, особыми условиями творчества и восприятия. Специфика художественно-выразительных
средств Р. определяется его осн. отличительной чертой - незримостью происходящего
в радиопьесе. При этом особое качество приобретают прочувствованное и осмысленное
актёром звучащее слово и звук во всём его многообразии: реальные звуки
действительности, звуки, искусственно созданные при помощи спец. приспособлений
и электронной аппаратуры, музыка, различные акустич. эффекты, паузы. Т.
к. во всяком иск-ве средства выражения должны соответствовать выражаемому
(см. Г. Лессинг, Лаокоон, М., 1957, с. 187), то Р., лишённое зрительных
образов, тяготеет в своём содержании не столько к миру видимому, к физич.
действиям и поступкам (обязательным в зрелищных иск-вах), сколько к "жизни
человеческого духа", конфликтам чувств и мыслей, выраженным преим. в словесных
действиях героев - размышлениях-монологах, диалогах и т. п. Р. близко
эпосу,
лирике, музыке, драме (творчество древних рапсодов, монологи в театре Шекспира,
"драмы для чтения" Гёте, стремление Шиллера к иск-ву театра, "которое ничего
бы не изображало, а только значило", главенствующая роль слова в театре
Островского и т. п.). Однако до рождения Р. никогда ещё драма не была невидимой
и в то же время "актёрской", игровой. Это обусловливает эстетич. своеобразие,
особый характер воздействия и восприятия радиодрамы; слушатель находится
в обыденной домашней обстановке, действие радиопьесы и образы героев возникают
не перед ним, как это бывает в зрелищных иск-вах, а в его сознании и богатство
этого художеств. мира во мн. зависит от индивидуальных способностей воображения.
Поэтому Р. требует от актёров мягкой, сдержанной, жизненно достоверной,
психологически глубокой, тонко нюансированной голосовой игры. Исключительная
в Р. роль звука, различных акустич. эффектов определяет специфику радиорежиссуры.
Постановщик должен уметь особенно тщательно работать с актёрами над звуковой
выразительностью текста, а также использовать магнитные записи, радиоэлектронную
технику, соединять в гармоничный, целостный художеств. образ многочисл.
звуковые компоненты. Большое значение на радио имеет деятельность звукорежиссёра
(см. Звукорежиссура).
Р. возникло в нач. 1920-х гг. 15 янв. 1924
лондонская радиостанция передала в эфир первую в мире радиодраму "Опасность"
Р. Хьюза. 25 дек. 1925 в СССР состоялась премьера радиопьесы "Вечер у Марии
Волконской" (в день столетия восстания декабристов, текст и режиссура Н.
О. Волконского). Затем появились т. н. радиофильмы: в Ленинграде - "Степан
Халтурин" (1928), "Пётр Моисеенко" (1928), "Октябрь" (1929), "Перекоп"
(1930); в Москве - "Камо" (1929), "Десять дней, которые потрясли мир" (1929),
"Белморстрой" (1932) и др. В 1932 актёр и режиссёр Э. П. Гарин создал,
поставил и исполнил советскую радиомонодраму "15 раундов" (по роману А.
Декуэна). С конца 1920-х гг. закладываются основы теории Р. В "Тезисах
по радиоискусству" А. В. Луначарский писал: "...для того, чтобы эта форма
искусства была действенной, нужно, чтобы она ...создала свои приёмы и методы,
основанные на специфических условиях невидимых восприятий и трансформированных
механической передачей художественных эмоций" (цит. по ст.: Микрюков М.,
Радиотеатр - искусство, см. журн. "Театр", 1964, № 12, с. 44). В 1929 при
Московском радиоцентре была организована "Мастерская радиотеатра". В качестве
радиодраматургов выступали А. Н. Афиногенов ("Днiпрельстан", 1930), И.
Ильф и Е. Петров ("Гибель Вороньей слободки", 1931), А. Т. Твардовский
(радиопоэма "Путь к социализму", 1931), В. М. Инбер ("Белморстрой", 1932),
Ю. К. Олеша ("Молодость века", 1932), К. Я. Финн ("Весь мир", 1932), А.
С. Серафимович (радиоэпопея "Железный поток", 1932) и др. В репертуар сов.
художеств. радио вошли радиопьесы нем. писателей-коммунистов - "Спасите
наши души" ("„Красин" спасает „Италию"") Ф. Вольфа, "Последние новости
Берлина" Э. Толлера (обе в 1931). Были созданы произв. Р. на материале
классич. лит-ры ("Чипы и люди" по рассказам А. П. Чехова, 1932). К работе
на радио стали привлекаться видные режиссёры, актёры, композиторы. В 1934
В. Э. Мейерхольд, используя специфич. звуковые средства Р., поставил на
радио "Каменного гостя" А. С. Пушкина. Д. Б. Кабалевский написал музыку
к радиопоэме "Галицийская жакерия" (на стихи Б. Ясенского) и радиокомпозиции
"Дон Кихот" (по М. Сервантесу). С сер. 30-х гг. осн. внимание художеств.
радиовещание начинает уделять популяризации достижений лит., сценич. и
муз. произв. Созданы спец. лит. отделы и редакция "Театр у микрофона" (1935).
В золотой фонд сов. радио вошли записи художеств. чтения и трансформации
лучших произв. театра ("Егор Булычёв и другие" М. Горького, Театр им. Вахтангова;
"Воскресение" по Л. Н. Толстому, МХАТ, и др.). Широкую известность получили
передачи для детей и юношества (режиссёры Р. М. Иоффе, Н. В. Литвинов,
Н. А. Герман и др.). Среди лучших звуковых трансформаций художеств. прозы:
"Голубая чашка" и "Чук и Гек" по А. П. Гайдару, "Белеет парус одинокий"
по В. П. Катаеву, "Приключения Чиполлино" по Дж. Родари, "Стальное колечко"
и "Тёплый хлеб" по К. Г. Паустовскому, "Собака Баскервилей" и "Пляшущие
человечки" по А. Конан Дойлу, "Певцы" по И. С. Тургеневу, "Золотой ключик"
по А. Н. Толстому, "Маленький принц" по А. Сент-Экзюпери, "Пиквикский клуб"
по Ч. Диккенсу.
С 1960-х гг. возрастает интерес к радиодраматургии
как самостоятельной, созданной для микрофона лит. форме. На студиях поставлены
радиопьесы: "День счастливый, мирный" (1967), "Окраина моря" (1969) и "Пять
разговоров с сыном" (1971) А. Н. Мишарина, "Февральский ветер" (1966),
"Путешествие по реке" (1972), "Засада" (1973) А. Л. Вейцлера, "Ждите нас
утром" (1973) и "Сегодня и всегда" (1974) В. А. Сергеева и др. Р. развивается
на Украине, в Узбекистане, Казахстане, Латвии, Литве и др. республиках.
Значит. успехов Р. достигло в Эстонии (пост. радиопьес А. Лийвеса - "Шаги",
1960, "Пятое купе", 1961, "Стук в дверь", 1964, "Неоконченный портрет",
1971; Р. Каугвера-"Победа", 1958, "Девятый круг", 1961, "60 минут", 1967,
и др.). Большой вклад в развитие Р. внесли актёры и режиссёры: Волконский,
Гарин, О. Н. Абдулов, В. С. Канцель, В. И. Качалов, М. И. Бабанова, Р.
Я. Плятт, А. А. Консовский, В. А. Сперантова, И. В. Ильинский, В. Н. Пашенная,
Д. Н. Журавлёв, Д. Н. Орлов, М. М. Названов, 3. А. Бокарёва и др.; активно
работают на радио А. Н. Грибов, В. И. Хохряков, А. В. Баталов, М. А. Ульянов,
Ю. В. Яковлев, М. И. Казаков и др.
За рубежом среди авторов и режиссёров радиопьес
- А. Зегерс, Б. Брехт (ГДР), Г. Бёлль, В. Борхерт, Г. Айх, 3. Ленц (ФРГ),
Я. Ивашкевич, Е. Шаняв-ский, 3. Посмыш, Е. Кшиштонь, Д. Мулярчик, И. Иредыньский
(Польша), Д. Шош (Венгрия), Ф. Дюрренматт, М. Фриш (Швейцария), Ив. Наввар,
Э. Ионеско (Франция), Л. Макнис, X. Пинтер, Д. Купер, С. Беккет (Великобритания),
А. Мак-Лиш, О. Уэллс, Н. Корвин (США), И. Бергман (Швеция) и др.
За всё время существования Р. не сложилось
общепринятых представлений о жанровой классификации художеств. радиопроизведений.
В сов. и зарубежной практике различные по содержательным и формальным признакам
словесно-звуковые произв., создаваемые для выпуска в эфир, получают определения
радиодрамы, радиокомедии, радионовеллы, радиобаллады, радиомонодрамы, радиомонолога,
радиопьесы-диалога, семейной серии (радиороман), романа в звуковом издании,
радиокомпозиции и др.
В СССР и др. социалистич. странах Р.- активная
сила в строительстве новой действительности, в воспитании нового человека.
Р. в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии, Югославии,
реалистично, насыщено идеями жизнеутверждения. В капиталистических странах
прогрессивное, социально активное Р. развивается в постоянной борьбе с
реакционными направлениями в радиодраматургии. Так, "новый хёр-шпиль",
"тотальная звукопьеса" (ФРГ), "новая радиодрама" (Великобритания), аудиодрамы
и звукопьесы некоторых французских, австралийских и скандинавских авторов
возникают в русле таких "антилитературных" течений, как "новый роман",
"театр абсурда", "стиль хеппенинг" и др. Выпускается также множество низкопробных
"общедоступных" радиопроизв. (в стиле амер. "мыльных опер", финансируемых
фабрикантами моющих средств, "пьес ужасов", "полицейских рассказов"), служащих
средством отвлечения трудящихся от актуальных социально-политич. проблем,
пропагандирующих бурж. идеологию.
Лит.: Белль Г., Семь коротких историй,
[Радиопьесы, пер. с нем.], М., 1968; Канат альпинистов. Радиопьесы, М.,
1971; Концерт для четырех голосов. Радиопьесы, [переводы], М., 1972; Падение
города. Сб. американских радиопьес, пер. с англ., М., 1974; В стороне.
Сб. скандинавских радиопьес, [пер.], М., 1974; Зайцев Я., На путях реконструкции
радиовещания, "Радиослушатель", 1930, № 27; Миловидов И., Радиопьеса в
Америке, там же, 1930, № 22; Смирнов Н., Радиоискусство, там же, 1930,
№ 14; Канцель В., Звуковой язык - ведущий радиоискусства, "Митинг миллионов",
1931, № 4-5; Вопросы радиодраматургии, [Сб. ст.], М., 1969; Режиссура радиопостановок.
[Сб. ст.], М., 1970; Микрюков М., В поисках эстетики радиодрамы, в сб.:
Проблемы телевидения и радио, [в. 2], М., 1971; Телевидение и радиовещание
за рубежом, [сб. ст.], М., 1973; Giеlgud V. Н., British radio drama. 1922
- 1956, L., 1957; Barnow E., A history of broadcasting in the United States,
v. 1-2, N. Y., 1966-68; Neues Horspiel. Essays, Analysen, Gesprache, Fr./M.,
1970; Kaziow М., О dziele radio-wym. Z zagadnien estetyki oryginalnego
sluchowiska, Wroclaw - Warsz. - Krakow - Gdansk, 1973. М. П. Микрюков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я