РАДИОНАВИГАЦИЯ

РАДИОНАВИГАЦИЯ совокупность операций
по обеспечению вождения движущихся объектов (летательных аппаратов, судов
и др.), а также по наведению управляемых объектов с помощью радиотехнич.
средств; научно-технич. дисциплина, рассматривающая принципы построения
радиотехнич. средств и разрабатывающая методы их использования применительно
к решению задач вождения движущихся объектов по определённой траектории
(маршруту) и вывода их в заданный район в заданное время (см. Навигация,
Навигация воздушная).
При решении осн. задачи навигации - определения
местоположения объектов и навигационных элементов их движения - в Р. используют
как специальные радиотехнич. средства, так и применяемые в др. областях
техники, напр. в радиолокации, радиовещании. Действие радионавигац.
средств основано на использовании след. важных особенностей распространения
радиоволн:
распространение радиоволн над поверхностью Земли происходит
по кратчайшему (ортодромическому) расстоянию между пунктами излучения и
приёма; скорость распространения постоянна; радиолучи, отражённый от ионосферы
и падающий на неё, лежат в одной плоскости.


Радионавигац. средства подразделяют: по
роду решаемых ими задач и полноте их решения - на радионавигационные устройства
(радиопеленгаторы, в т. ч. радиокомпасы; радиодальномеры, радиомаяки,
радиосекстанты
и др.), обеспечивающие (в определённых сочетаниях или при использовании
независимых искусств. или естеств. источников радиоизлучения либо отражающих
свойств земной поверхности и находящихся на ней неподвижных объектов) решение
только частных навигац. задач, обычно - определение одной линии (поверхности)
положения движущегося объекта, и радионавигационные системы, обеспечивающие
решение сложных комплексных навигац. задач; по используемому диапазону
радиоволн
-
в соответствии с регламентом радиосвязи; по параметру радиосигналов,
используемому при измерении навигационных элементов (наиболее употребительный
отличит. признак),- на амплитудные, фазовые, частотные, временные и комбинированные
(амплитудно-временные, фазово-временные и т. п.); по методу определения
линий положения - на угломерные (азимутальные), дальномерные (круговые)
и комбинированные (напр., угломерно-дальномерные, разностно-дальномерные);
по количеству подвижных объектов, обеспечиваемых навигац. информацией,-
на средства ограниченной и неограниченной пропускной способности. Их также
различают и по др. классификационным признакам, напр. выделяют автономные
и неавтономные радионавигац. средства.


Применение радионавигац. методов и средств
позволило увеличить точность прохождения маршрутов движущимися объектами
и вывода их в заданный район, а также значительно повысить безопасность
плавания судов и полётов самолётов в сложных метеорологич. условиях. Объединение
различных радионавигац. устройств в определённые системы в принципе позволяет
обеспечить выполнение всех осн. задач навигации. Однако в целях повышения
надёжности и безопасности вождения объектов в наиболее сложных условиях
такие системы на практике используют совместно с нерадиотехническими средствами,
напр, с инерциальной навигационной системой, с к-рыми они образуют
комплексные (комбинированные) системы навигации.


Лит. см. при ст. Радионавигационная
система. М. М. Райчев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я