Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (высшее
и среднее), имеет целью подготовку инженеров и техников по радиотехнике,
электронике и электрич. связи для пром-сти, транспорта и связи, науч. учреждений,
организаций и учреждений культуры. Р. о. возникло с появлением и развитием
электрич. связи (телеграфа - в 40-х гг., телефона - в 70-х гг. 19 в.) и
радио (1895). В доре-волюц. России подготовка связистов велась в Петерб.
технич. уч-ще почтово-телеграфного ведомства [осн. в 1886, с 1891- Электротехнич.
ин-т, ныне Ленинградский электротехнический институт им. В. И. Ульянова
(Ленина)]. В 1905 в уч. план этого ин-та А. С. Поповым введён курс "Электрические
колебания и электромагнитные волны". В петерб. Электротехнич. и Политехнич.
ин-тах были подготовлены первые инженеры и учёные, создавшие уч. курсы
по радиотехнике (напр., курс "Научные основания беспроволочной телеграфии"
проф. А. А. Петровского, 1907). Радиотехника преподавалась в петерб. Военно-инж.
школе (впоследствии - Воен. Электротехнич. академия), к-рую окончил в 1914
М. А. Бонч-Бруевич, сыгравший значит. роль в развитии сов. Р. о.


В первые годы Сов. власти в Москве были
открыты телеграфная школа и радиошкола, к-рые в 1920 объединились в Электротехникум
нар. связи (с 1921 - Московский электротехнический институт связи).
В
30-е гг. основаны Ленинградский электротехнический институт связи, Московский
энергетический институт
(с радиотехнич. ф-том), Одесский Электротехнич.
ин-т связи. В 30-50-е гг. в составе мн. втузов организованы радиотехнич.
ф-ты, созданы радиотехнич. ин-ты. В 30-е гг. -возникли специализации. С
появлением в 20-е гг. многоканальных систем проводной телеф. связи в технике
электросвязи стали применяться электронные лампы, несколько ранее ставшие
основой радиотехнич. систем; это привело к постепенному сближению Электротехнич.
специальности "телефонно-телеграфная связь" с др. радиотехнич. специальностями.


Высшее Р. о. в СССР в 1974 осуществляли
ок. 100 вузов, в т. ч. 7 радиотехники и электроники институтов и
7 связи институтов. Ок. 40 ин-тов готовили радиоинженеров широкого
профиля по специальности "радиотехника" с углублённой физико-матсматич.
и общерадиотехнич. подготовкой (ежегодный выпуск - ок. 7 тыс. чел.). Студенты
знакомятся с принципами и технологией радиооборудования различного назначения,
напр. для спутниковой и радиорелейной связи, радиолокации, радионавигации
и радиоуправления. Специальность "конструирование и производство радиоаппаратуры"
предусматривает подготовку инженеров для разработки конструкций и технологич.
процессов производства аппаратуры, обеспечения надёжности, ремонтопригодности
и взаимозаменяемости изделий, организации механизированного производства.
В ряде ун-тов, политехнич. и отраслевых ин-тов готовятся кадры по специальности
"радиофизика и электроника" для участия в физич. исследованиях, связанных
с применением СВЧ техники, электронных и квантовых устройств, а также для
разработки приборов, необходимых при таких исследованиях (ежегодный выпуск
специалистов этого профиля - 2-2,5 тыс. чел.). Инженеры, выпускаемые по
специальностям техники связи, Ведут разработки, проектирование и эксплуатацию
комплексов оборудования, обеспечивающих местную и магистральную (кабельную,
радиорелейную, спутниковую, волноводную и др.) связь. Специальность "автоматич.
электросвязь" включает автоматизацию телеф. и телегр. связи и создание
сетей связи с высокой досгозерностью передачи всех видов информации, надёжностью
и быстродействием. Специальность "многоканальная электросвязь" возникла
вследствие развития совр. систем с большой пропускной способностью. К этой
группе специальностей относится также "радиосвязь и вещание", включающая
все виды радиосвязи, звуковое и телевизионное вещание. Уч. планами всех
радиотехнич. специальностей предусматривается изучение общенаучных, общеинженерных,
общественных и спец. дисциплин (в т. ч. новейших направлений технич. прогресса
- микроэлектроники, цифровой связи, вычислит. техники и др.). Общий годовой
выпуск инженеров по специальностям радиотехники и связи превышает 20 тыс.
чел., из к-рых св. 50% готовятся на дневных ф-тах.


С развитием в 20-30-е гг. производства
электронных ламп началась подготовка специалистов по электронной технике,
с 50-х гг.- инженеров по полупроводниковым электронным приборам. Достижения
в области использования электронных и квантовых процессов в твёрдом теле
обусловили необходимость подготовки (в ряде политехнич. и Электротехнич.
ин-тов и в нек-рых ун-тах) специалистов по материалам электронной техники.
В 60-е гг. значительно расширился выпуск инженеров по специальностям прикладной
электроники, занимающим промежуточное положение между радиотехнич. и Электротехнич.
специальностями, по электронной вычислит. технике, по электронной регулирующей
аппаратуре и др. См. Электротехническое образование.


Техников с Р. о. готовят средние специальные
учебные заведения
по 19 более узким специальностям; в их числе: радиоаппаратостроение;
телевизионная техника и радиорелейная связь; проводная связь; радиосвязь
и радиовещание; радиотехнические измерения и др. Ежегодный выпуск техников
по специальностям этой группы составляет 30-35 тыс. чел. В 1973/74 уч.
г. только по группе специальностей "радиотехника и связь" в вузах обучалось
146,6 тыс. чел., выпуск составил 21,5 тыс. чел., приём - 28,6 тыс.; в техникумах
соответственно: 136,2 тыс., 29,8 тыс., 38,7 тыс. чел. Подготовка квалифицированных
рабочих по радиотехнике и связи осуществляется в системе профессионально-технического
образования.



В ряде др. социалистич. стран Р. о. осуществляется
по специальностям и уч. планам, близким к сов. Р. о. В нек-рых странах
(напр., в ГДР) преобладают специальности широкого профиля (напр., "высокочастотная
техника" или "электросвязь") с более узкой специализацией в период производств.
стажировки и дипломного проектирования. В вузах капиталистич. стран базовое
Р. о. отделяется от специализации. Крупнейшие центры Р. о.: в зарубежных
социалистич. странах - Машинно-электротехнич. ин-т им. В. И. Ленина в Софии
(Болгария), Политехнич. ин-т в Будапеште (Венгрия), Высшее уч-ще транспорта
и связи им. Ф. Листа и Технический ун-т в Дрездене (ГДР), Политехнич. ин-ты
в Гданьске и Вроцлаве и Технич. ун-т в Варшаве (Польша), Политехнич. ин-т
в Бухаресте (Румыния), Высшее технич. уч-ще в Братиславе (Чехословакия)
и др.; в капита-листич. странах - Станфордский, Иллинойсский, Принстонский,
Западно-Виргинский, Висконсинский, Колумбийский ун-ты, Массачусетсский
технологич. ин-т (США), ун-ты Токио и Хоккайдо (Япония), ун-ты в Манчестере,
Саутхемпто-не, Бирмингеме, Солфорде, Брайтоне (Великобритания), Парижский,
Римский ун-ты и др.


Лит.: Из истории отечественной радиопромышленности,
[М. ], 1962; Чистяков Н.И., Радиотехническое инженерное образование в СССР
за 50 лет, "Известия высших учебных заведений. Радиоэлектроника", 1967,
т. 10, № 12; ЛЭТИ за 50 лет Советской власти, "Известия Ленинградского
электротехнического ин-та", 1968, сб. 76; Сhistiakоv N. J., The training
of telecommunication engineers in the USSR, "Telecommunication Journal",
1970, v. 37, № 7. H. И. Чистяков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я