РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
качественная дифференциация
трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению
и сосуществованию различных её видов. Р. т. существует в разных формах,
соответствующих уровню развития производит. сил и характеру производств.
отношений. Проявлением Р. т. является обмен деятельностью.
Существует Р. т. внутри общества и внутри
предприятия. Эти два осн. вида Р. т. взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Разделение обществ. производства на его крупные роды (такие, как земледелие,
пром-сть и др.) К. Маркс называл общим Р. т., разделение этих родов произ-ва
на виды и подвиды (напр., пром-сти на отд. отрасли) - частным Р. т. и,
наконец, Р. т. внутри предприятия - единичным Р. т. Общее, частное и единичное
Р. т. неотделимы от проф. Р. т., специализации работников. Термин "Р. т."
употребляется также для обозначения специализации произ-ва в пределах одной
страны и между странами - территориальное и международное Р. т.
В обществ. науке Р. т. получило различное
толкование. Антич. авторы (Исократ, Ксенофонт) подчёркивали положит. значение
его для роста производительности труда. Платон видел в Р. т. основу для
существования разных сословий, гл. причину иерархич. строения общества.
Представители классич. бурж. политич. экономии, особенно А. Смит (ему
принадлежит сам термин "Р. т."), отмечали, что Р. т. приводит к величайшему
прогрессу в развитии производит. сил, и указывали в то же время, что оно
превращает работника в ограниченное существо. У Ж. Ж. Руссо протест
против превращения людей в односторонних индивидов как следствия Р. т.
был одним из гл. аргументов в его обличении цивилизации. Начало романтич.
критике капиталистич. Р. т. положил Ф. Шиллер, к-рый отмечал его
глубокие противоречия и в то же время не видел пути для их устранения.
В качестве идеала у него выступает "цельный и гармоничный человек" Др.
Греции. Социалисты-утописты, признавая необходимость и пользу Р. т., вместе
с тем искали пути ликвидации его вредных последствий для развития человека.
А. Сен-Симон выдвинул задачу организации координированной системы
труда, к-рая требует тесной связи частей и зависимости их от целого. III.
Фурье
для
сохранения интереса к труду выдвинул идею перемены деятельности.
С сер. 19 в. для бурж. общественной мысли
характерна апология Р. т. О. Конт, Г. Спенсер отмечали благотворное
значение Р. т. для обществ. прогресса, а отрицат. последствия считали его
необходимыми и естеств. издержками либо относили их не к Р. т. самому по
себе, а к искажающим внеш. влияниям (Э. Дюркгейм).
В совр. бурж. социологии, с одной стороны,
продолжается апология капиталистич. Р. т., а с другой - критика его, подчёркивание
того факта, что Р. т. является одной из гл. причин деперсонализации личности,
превращения её в объект манипуляции пром. системы капитализма, бюрократич.
орг-ций и гос-ва, в безличный элемент "массового общества". Однако
бурж.-либеральные критики капиталистич. Р. т. (Э. Фромм, Д. Рисмен, У.
Уайт, Ч. Р. Миллс, А. Тофлер, Ч. Рейх - США) выдвигают наивно-утопич. рецепты
устранения пороков капиталистич. системы.
Подлинно науч. оценку Р. т. дал марксизм-ленинизм.
Он отмечает его историч. неизбежность и прогрессивность, указывает на противоречия
антагонистич. Р. т. в эксплуататорском обществе и раскрывает единственно
правильные пути их устранения. На ранней ступени развития общества существовало
естественное Р. т.- по полу и возрасту. С усложнением орудий произ-ва,
с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно
дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга.
Это диктовалось очевидной целесообразностью, поскольку Р. т. вело к росту
его производительности. В. И. Ленин писал: "Для того, чтобы повысилась
производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление
какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой
частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с
массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин
и т. п.". (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 95). Отсюда Ленин делал вывод,
что специализация общественного труда "... по самому существу своему, бесконечна
- точно так же, как и развитие техники" (там же).
Производство немыслимо без сотрудничества,
кооперации людей, порождающей определённое распределение деятельности.
"Очевидно само собой,- писал К. Маркс,- что эта необходимость распределения
общественного труда в определенных пропорциях никоим образом не может быть
уничтожена определенной формой общественного производства,- измениться
может лишь форма ее проявления" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
32, с. 460-461). Формы распределения труда находят прямое выражение в Р.
т., к-рое обусловливает и существование исторически определённых форм собственности.
"Различные ступени в развитии разделения труда,- писали Маркс и Энгельс,-
являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая
ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к
другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда"
(там же, т. 3, с. 20).
Процесс распределения людей в произ-ве,
связанный с ростом специализации, совершается либо сознательно, планомерно,
либо принимает стихийный и антагонистич. характер. В первобытных общинах
этот процесс носил планомерный характер. Орудия труда здесь были строго
индивидуализированы, однако труд и пользование его результатами не могли
тогда раздробляться - низкая производительность труда людей исключала их
выделение из общины.
Так как во всю предшествующую историю человечества
процесс произ-ва заключался в том, что люди между собой и предметом труда
вклинивали орудие произ-ва, сами становясь непосредств. компонентом производств.
процесса, то начиная с первобытной общины индивидуализация орудий труда
приводила к "прикреплению" людей к ним и определённым видам дифференцировавшейся
деятельности. Но поскольку все члены общины имели общие интересы, такое
"прикрепление" носило естеств. характер, считалось оправданным и разумным.
С развитием орудий произ-ва возникли целесообразность
и необходимость относительно обособленного труда индивидов, а более производительные
орудия давали возможность обособленного существования отд. семей. Так происходило
превращение непосредственно обществ. труда, каким он был в первобытных
общинах, в частный труд. Характеризуя сел. общину как переходную
форму к полной частной собственности, Маркс отмечал, что здесь труд индивидов
приобрёл обособленный, частный характер, и это явилось причиной возникновения
частной собственности. "Но самое существенное,- писал он, - это - парцеллярный
труд как источник частного присвоения" (Маркс К., там же, т. 19, с. 419).
В докапиталистич. формациях,- писал Энгельс,-
"средства труда - земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные
инструменты - были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на
единоличное употребление... Но потому-то они, как правило, и принадлежали
самому производителю... Следовательно, право собственности на продукты
покоилось на собственном труде" (там же, с. 211, 213).
В результате раздробления труда, превращения
его в частный труд и появления частной собственности возникли противоположность
экономич. интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось
в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистич. период своей истории.
Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами
всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания,
в силу слепой необходимости развития произ-ва. Эта гл. особенность антагонистич.
Р. т. - не извечное состояние, будто бы присущее самой природе людей, а
исторически преходящее явление.
Антагонистич. Р. т. приводит к отчуждению
от
человека всех других видов деятельности, кроме сравнительно узкой сферы
его труда. Создаваемые людьми материальные и духовные ценности, а также
сами обществ. отношения уходят из-под их контроля и начинают господствовать
над ними. "...Разделение труда, - писали Маркс и Энгельс, - даёт нам также
и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе,
пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом,
пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно,
а стихийно,-собственная деятельность человека становится для него чуждой,
противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал
над ней" (там же, т. 3, с. 31).
Такое состояние может прекратиться лишь
при двух непременных условиях: первое - когда средства произ-ва в результате
социалистич. революции переходят из частной в обществ. собственность и
кладётся конец стихийному развитию общества; второе - когда производительные
силы достигнут такой ступени развития, что люди перестанут быть прикованными
к строго определённым орудиям труда и видам деятельности, перестанут быть
непосредств. агентами произ-ва. С этим связаны два коренных изменения:
во-первых, прекращается обособление людей в труде, труд в полной мере становится
непосредственно общественным; во-вторых, труд приобретает подлинно творческий
характер, превращается в технологич. использование науки, когда субъект
выступает рядом с непосредств. процессом произ-ва, овладевает, управляет
им и контролирует его. Это два непременных условия достижения подлинной
свободы, всестороннего развития и самоутверждения человека как разумного
существа природы.
Маркс указывал, что производит. труд должен
стать одновременно и самоосуществлением субъекта. "В материальном производстве
труд может приобрести подобный характер лишь тем путем, что
1) дан его общественный характер и
2) что этот труд имеет научный характер,
что он вместе с тем представляет собой всеобщий труд, является напряжением
человека не как определенным образом выдрессированной силы природы, а как
такого объекта, который выступает в процессе производства не в чисто природной,
естественно сложившейся форме, а в виде деятельности, управляющей всеми
силами природы" (там же, т. 46, ч. 2, с. 110). Разумеется, специализация
трудовых процессов неизбежно будет продолжаться вместе с расширением воздействия
людей на природу. Напр., учёный-биолог всегда будет отличаться по объекту
и роду деятельности от учёного-геолога. Однако оба они, как и все др. члены
общества, будут заниматься свободно избранным творческим трудом. Все люди
будут сотрудничать, дополняя друг друга и выступая как субъекты, разумно
управляющие силами природы и общества, т. е. подлинными творцами.
Сокращение рабочего дня и громадное увеличение
свободного
времени дадут возможность людям наряду с проф. творческим трудом постоянно
заниматься любимыми видами деятельности: иск-вом, наукой, спортом и т.
д. Так полностью будет преодолена односторонность, вызываемая антагонистич.
Р. т., обеспечено всестороннее и свободное развитие всех людей. С. М.
Ковалёв.
История развития разделения труда.
Определяющим условием Р. т. является рост производит. сил общества. "Уровень
развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том,
в какой степени развито у неё разделение труда" (Маркс К. и Энгельс Ф.,
там же, т. 3, с. 20). При этом определяющую роль в углублении Р. т. играют
развитие и дифференциация орудий произ-ва. В свою очередь, Р. т. способствует
развитию производит. сил, росту производительности труда. Накопление у
людей производств. опыта и навыков к труду находится в прямой зависимости
от степени Р. т., от специализации работников на определённых видах труда.
Технич. прогресс неразрывно связан с развитием общественного Р. т.
Рост и углубление Р. т. влияют и на развитие
производств. отношений. В рамках первобытнообщинного строя исторически
возникло первое крупное общественное Р. т. (выделение пастушеских племён),
что создало условия для регулярного обмена между племенами. "Первое крупное
общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда,
а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности,
при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью
влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда
возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и
рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых" (Энгельс Ф., там же, т. 21, с.
161). При возникновении рабовладельческого строя на основе дальнейшего
роста производит. сил развилось второе крупное общественное Р. т.- отделение
ремесла от земледелия, положившее начало отделению города от деревни и
возникновению противоположности между ними (см. Противоположность между
городом и деревней). Отделение ремесла от земледелия означало зарождение
товарного произ-ва (см. Товар). Дальнейшее развитие обмена повлекло
за собой третье крупное общественное Р. т.- обособление торговли от произ-ва
и выделение купечества. В эпоху рабства появляется противоположность
между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится
возникновение также территориального и профессионального Р. т.
Возникновение и развитие машинной индустрии
сопровождалось значит. углублением общественного Р. т., стихийным формированием
новых отраслей произ-ва. Одним из важнейших проявлений процесса обобществления
труда при капитализме является специализация, увеличение числа отраслей
пром. произ-ва. В условиях капитализма возникает также Р. т. внутри предприятий.
Стихийное развитие Р. т. при капитализме обостряет антагонистич. противоречие
между обществ. характером произ-ва и частнособственнической формой присвоения
продукта, между произ-вом и потреблением и др. Характеризуя антагонистич.
основу развития Р. т. при капитализме, К. Маркс отмечал, что "разделение
труда уже с самого начала заключает в себе разделение условий труда, орудий
труда и материалов..., а тем самым и расщепление между капиталом и трудом...
Чем больше развивается разделение труда и чем больше растёт накопление,
тем сильнее развивается... это расщепление" (там же, т. 3, с. 66).
Развитие капитализма обусловливает хоз.
сближение народов, развитие междунар. Р. т. Но эта прогрессивная тенденция
в условиях капитализма осуществляется путём подчинения одних народов другими,
путём угнетения и эксплуатации народов (см. Колонии и колониальная политика,
Неоколониализм).
При социализме создаётся принципиально
новая система Р. т., соответствующая его экономич. строю. На базе господства
обществ. собственности на средства произ-ва и уничтожения эксплуатации
человека человеком ликвидированы эксплуататорские основы Р. т., последовательно
уменьшаются различия между умственным и физическим трудом, между городом
и деревней. Планомерное Р. т. является одним из необходимых условий расширенного
социалистич. воспроизводства. Система Р. т. в СССР и др. странах мировой
социалистич. системы неразрывно связана со структурой социалистич. общества.
При социализме Р. т. выступает в форме сотрудничества и взаимопомощи людей,
свободных от эксплуатации.
Общественное Р. т. при социализме находит
своё проявление в след. видах: Р. т. между отраслями обществ. производства
и отд. предприятиями; территориальное Р. т. (см. Размещение производительных
сил); Р. т. между отд. работниками, связанное с Р. т. внутри предприятий.
Развитие социалистич. произ-ва в соответствии с осн. экономич. законом
социализма и законом планомерного, пропорционального развития нар. х-ва
обусловливает непрерывный рост отраслей социалистич. произ-ва, дифференциацию
старых отраслей и возникновение новых. Планомерное Р. т. между отраслями
и предприятиями даёт социалистич. обществу огромные преимущества перед
капиталистич. системой хозяйства.
Социалистич. хозяйство вносит изменения
и в Р. т. внутри предприятия, в Р. т. между людьми различных профессий
и специальностей. В условиях социализма быстрыми темпами растёт культурно-технич.
уровень рабочих, колхозников, повышается их квалификация.
Всестороннее политехнич. образование и
переход ко всеобщему среднему образованию обеспечивают членам социалистич.
общества свободный выбор профессий и облегчают совмещение и перемену специальностей
и профессий. В то же время политехнич. образование не исключает проф. образования
и специализации членов общества. Возможность свободного выбора профессии
способствует превращению труда в первую жизненную потребность, что выступает
одним из условий перехода к высшей фазе коммунизма.
Между странами мировой социалистич. системы
сложилось принципиально новое, международное социалистическое разделение
труда, к-рое коренным образом отличается от междунар. Р. т. в капиталистич.
системе хозяйства и складывается в процессе сотрудничества равноправных
государств, идущих к одной цели - построению коммунизма. Благодаря социалистич.
междунар. Р. т. облегчается ликвидация экономич. отсталости и однобокости
хоз. развития, унаследованных отд. странами от капитализма, укрепляется
их экономич. самостоятельность, быстрее развивается х-во и повышается благосостояние
народа. На совр. этапе социалистич. экономическое Р. т. получает дальнейшее
развитие и углубление в ходе социалистич. экономич. интеграции (см. Интеграция
социалистическая экономическая). Л. Я. Берри.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я