"РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ" ТЕЕРИЯ
бурж.
политико-правовая доктрина, согласно к-рой гос. власть понимается не как
единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодат.,
исполнит. и судебной), осуществляемых независимыми друг от друга гос. органами.
Идея "разделения властей", высказывавшаяся ещё антич. и ср.-век. учёными
(Аристотель,
Марсилий Падуанский и др.), была сформулирована в качестве самостоят.
учения в сер. 18 в. Ш. Монтескье. Учение о "разделении властей",
связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную
роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти.
В ряде стран это учение было использовано для обоснования компромисса между
буржуазией, установившей контроль над законодат. властью и судом, и феодально-монархич.
кругами, сохранявшими в своих руках исполнит. власть. По словам Ф. Энгельса,
"Р. в." т. представляет собой "...не что иное, как прозаическое деловое
разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения
и контроля" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 203). С утверждением
капиталистич. строя принцип "разделения властей" был провозглашён одним
из основных принципов бурж. конституционализма, что было впервые отражено
в конституц. актах Великой франц. революции. Принцип "разделения властей"
использован при составлении действующей конституции США 1787, послужив
обоснованием создания сильной президентской власти, в значит. степени независимой
от конгресса. Фактически "разделение властей" последовательно не было осуществлено
в конституционной практике капиталистич. стран. Напр., существенным отступлением
от "Р. в." т. является распространённая в т. н. президентских республиках
система "сдержек и противовесов" (право главы гос-ва применить вето
к
актам парламента, судебный контроль за конституционностью законов и т.
д.), при к-рой парламент находится в значит. зависимости от исполнит. власти.
Марксистско-ленинская теория отвергает
"Р. в." т. как игнорирующую классовую природу гос-ва.
Существование в социалистич. гос-ве гос.
органов с различной компетенцией означает, что при проведении в жизнь принципа
единства гос. власти необходимо определённое разделение по осуществлению
функций гос. власти.
Лит.: История политических учений,
2 изд., М., 1960, с. 235-36, 274, 282.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я