РАЙТ
(Wright) Франк Ллойд (8.6.1869,
Ричленд-Сентер, шт. Висконсин, - 9.4. 1959, Тейлизин-Уэст, шт. Аризона),
американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической
архитектуры. Законченного проф. образования не получил. Работал в Чикаго
у арх. Дж. Л. Силсби (с 1887) и Л. Салливена (с 1888), влияние к-рого
на Р. было решающим. Однако уже в первых постройках Р. симметричные схемы
учителя получают напряжённо-экспрессивную романтическую трактовку (дом
Чарнли в Чикаго, 1891). Романтические тенденции усиливаются у Р. после
1893, когда он начинает работать самостоятельно, и особенно с 1900 - в
его серии "домов прерий". Среди них выделяются дом Уиллитса в Хайленд-Парке
(шт. Иллинойс, 1902) и дом Роби в Чикаго (1909), в к-рых Р. под влиянием
япон. архитектуры впервые осуществляет идею единой системы "перетекающих"
внутр. пространств. Непрерывными горизонтальными полосами окон, террасами
и лоджиями, свесами кровель интерьеры этих распластанных построек естественно
связываются с окружающей средой. Органичное включение архит. форм в ландшафт
сочетается у Р. с раскрытием специфич. свойств строит. материалов и конструкций.
Эти идеи находят отражение и в более крупных сооружениях Р. нач. 20 в.
(здание фирмы "Ларкин" в Буффало, 1905; отель "Импириал" в Токио, 1916-22,
разобран в 1960-е гг.). Выставка проектов Р. в Берлине (1910) оказала значит.
воздействие на дальнейшее развитие европ. архитектуры; вместе с тем в США
творчество Р. оставалось непризнанным вплоть до кон. 30-х гг. В нач. 20-х
гг. Р. строит дома из бетонных блоков, ритмически членя их фасады с помощью
многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадене, шт.
Калифорния, 1923). В 30-е гг. Р. становится лидером течения, противопоставляющего
конформистским и техницистским тенденциям функционализма идею архитектуры
- связующего звена между человеком и природой. Программное произв. Р. этого
периода - дом Кауфмана ("Дом над водопадом") в Бер-Ране (шт. Пенсильвания,
1936; илл. см. т. 2, табл. XXIX, стр. 256-257), смело вынесенные консоли
к-рого продолжают уступы скал над лесным ручьём. Опираясь на аналогии с
природными формами, Р. создаёт "древоподобные" структуры высотных зданий
с бетонными "стволами", вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися
от них "ветвями" - консольными перекрытиями (лаборатория в Рейсине, штат
Висконсин, 1949; "Башня Прайса" в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1956). В
ряде сооружений 30-50-х гг. Р. стремится уйти от принципа прямоугольности
и организует пространство на основе углов в 60° и 120°, круга и спирали
("дом-соты" - дом Ханна в Пало-Альто, шт. Калифорния, 1937). Завершение
этой серии экспериментов - здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект
1943- 1946, стр-во 1956-59; разрез см. т. 2, стр. 300; илл.- т. 18, табл.
XIII, стр. 112-113), где гл. объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим
перекрытый прозрачным куполом световой дворик, и где цельности внутр. пространства
отвечает непрерывность "текучей" формы ограждения. Воззрения Р. как теоретика
дезурбанизма
получают
выражение в его проекте "Бродэйкр-сити" (1935), предлагающем полное растворение
гор. застройки в ландшафте.
Ф. Л. Райт.
Творчество Р. образует прямую связь между
поисками архитекторов кон. 19 в. и достижениями мировой архитектуры сер.
20 в. Сохраняя верность сентиментальной мечте о жизни среди природы и усматривая
в принципах органической архитектуры возможности гуманизации человеческого
существования, Р. был и одним из основоположников рационализма в
современной архитектуре. В социально-филос. плане гуманизм Р. сочетался
с индивидуализмом (часто в духе Ф. Ницше), устремлённым скорее к свободе
личности от общества, чем к её свободе, обеспеченной обществом.
Соч.: An organic architecture, the architecture
of democracy, L., 1939; On architecture. Selected writings, N. Y,, [1941];
An autobiography, N. Y., 1943; The future of architecture, N. Y., 1953;
An American architecture, N. Y., 1955; A testament, N. Y., 1957; The living
city, N. Y., 1958; в рус. пер. - Будущее архитектуры, М., 1960.
Лит.: Гольдштейн А. Ф., Франк Ллойд
Райт, М., 1973; Нitсhсосk H. R., In the nature of materials, N. Y., 1942;
Zevi В., Frank Lloyd Wright, 2 ed., Mil., 1954; Sсullу V. J., Frank Lloyd
Wright, N. Y., [1960].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я