РАМА
в технике, стержневая система,
элементы к-рой (стойки, ригели, подкосы) во всех или в нек-рых узлах жёстко
соединены между собой. Р. служат в основном несущими конструкциями зданий,
мостов, эстакад и др. сооружений, а также рабочих и транспортных машин.
Рамные конструкции выполняются из железобетона (преим.), металла и дерева.
Различают Р. пространственные (рис., а), представляющие собой пространственные
системы, и плоские (см. Плоская система)', последние отличаются
большим разнообразием конструктивных форм (рис., б, в, г, д, е).
Расчёт Р. обычно производится с помощью
общих методов расчёта статически неопределимых систем: метода сил,
метода перемещений и смешанного метода. Для расчёта сложных Р. (напр.,
каркасов многопролётных многоярусных зданий) используют приближённые методы,
основанные на упрощении расчётных схем (напр., пренебрежении смещением
узлов при расчёте на вертикальную нагрузку) или на последовательных приближениях.
Виды рам: а - пространственная; б -
однопролётная одноярусная; в - многопролётная одноярусная; г - однопролётная
двухъярусная; д - многопролётная многоярусная; е - замкнутая (в виде замкнутых
контуров).
Лит. см. при ст. Строительная
механика. Л. В. Касабъян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я