РАСА
(санскр., букв.- вкус), одна
из осн. категорий древнеиндийской поэтики. В широком смысле означает эстетич.
наслаждение, восприятие. В трактате "Натьяшастра" (приблизительно 2-4 вв.)
сформулировано учение о путях достижения эстетич. наслаждения в процессе
театр. представления. "Натьяшастра" определяет эротич., комич., гневную,
героич., горестную Р., а также Р. страха, отвращения и удивления. Философ
Абхинавагупта
(10-11
вв.) в трактате "Абхинавабхарати" сформулировал учение Р., согласно к-рому
Р. соотносятся с осн. эмоциональными комплексами, находящимися в подсознании
у каждого человека. Обычно эти комплексы обнаруживают себя как простые
чувства (любовь, гнев, горе и т. д.), но под влиянием эстетич. объекта,
не способного вызвать эгоистич. желания и эмоции, они трансформируются
в Р., доставляющие только наслаждение. Непременным условием возникновения
Р., по Абхинавагупте, является невольное отождествление эстетич. субъекта
(читателя или зрителя) с эстетич. объектом (героями поэмы, драмы и т. д.),
отчего эстетич. объект воспринимается вне связи с конкретными личностями
и событиями. Оси. средством возбуждения Р. признаётся дхвани.
Концепция
"дхвани-раса" стала кардинальной доктриной ср.-век. инд. поэтики.
Лит.: История эстетики. Памятники
мировой эстетической мысли, т. 1, М., 1962; Гринцер П. А., Теория эстетического
восприятия ("раса") в древнеиндийской поэтике, "Вопросы литературы", 1966,
№ 2; Анандавардхана. Дхваньялока ("Свет дхвани"). Пер. с санскрита, введение
и комментарий Ю. М. Алихановой, М., 1974; Gnоli R., The aesthetic experiens
according to Abhinavagupta, Roma, 1956. П. А. Гринцер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я