РАСИЗМ
совокупность антинаучных
концепций, основу к-рых составляют положения о физич. и психич. неравноценности
человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю
и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей Р. характерны
ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие
и низшие расы, из к-рых первые якобы являются единств. создателями цивилизации,
призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и
даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.
Представления о природном неравенстве рас
возникли в рабовладельч. обществе, где они служили для обоснования социальных
различий между рабовладельцами и рабами. В средние века утверждения о "кровных"
различиях между "знатью" и "чернью" призваны были оправдать сословное неравенство.
В эпоху первоначального накопления капитала (16-18 вв.), когда европ. гос-ва
впервые захватили колонии, Р. служил целям бесчеловечной эксплуатации,
а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, мн. народов
Юж. Азии, Австралии и Океании.
В сер. 19 в. появились первые обобщающие
"труды" по Р. В соч. "Опыт о неравенстве человеческих рас" Ж. А. Гобино
объявил
"высшей" расой светловолосых и голубоглазых арийцев, к-рых он считал
создателями всех высоких цивилизаций, сохранившимися в наиболее "чистом"
виде среди аристократии германских народов. Теория Гобино, осн. на неправомерном
отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем мн. расистских
концепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в кн. "Типы человечества" (1865)
с позиции полигенизма пытались доказать расовую неполноценность
негров. В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись с социальным
дарвинизмом, представители к-рого переносили учение Ч. Дарвина о естеств.
отборе и борьбе за существование на человеческое общество (Д. Хайкрафт
и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман, X. Чемберлен
и О. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.).
В своих построениях социал-дарвинисты широко
использовали мальтузианство, а также положения евгеники для
обоснования превосходства наследств. свойств господствующих классов по
сравнению с трудящимися, полезности искусств. подбора брачных пар для улучшения
расы и необходимости принудительной стерилизации лиц, к-рые будут признаны
"генетически неполноценными". Все эти человеконенавистнические утверждения
получили особенно широкое распространение в эпоху империализма в Великобритании,
Германии и США.
После 1-й мировой войны 1914-18 гл. обр.
в Германии в реакц. кругах приобрёл популярность "нордический миф" о превосходстве
над всеми др. расами сев.. или нордийской, расы (см. Нордизм) высокорослых
длинноголовых блондинов, якобы связанной генетически с народами, говорящими
на герм. языках. Этот вариант Р., восходящий к концепциям Гобино и Лапужа,
пропагандировался в сочинениях мн. нем. лжеучёных, откровенно поддержавших
нацизм (X. Гюнтер и др.). Однако ввиду несоответствия внешности большинства
нацистов (начиная с Гитлера) нордийскому расовому типу идеологи нем. фашизма
всё чаще стали говорить не о длинноголовых высокорослых блондинах, а о
"северной расовой душе" или просто "высшей расе", в к-рую включались также
итал. фашисты и япон. милитаристы.
В годы гитлеровской диктатуры в Германии
Р., ставший офиц. идеологией фашизма, использовался для оправдания захвата
чужих земель, физ. уничтожения мн. миллионов мирного населения (в первую
очередь в СССР и слав. странах), заключения в концлагеря, пыток и казней
антифашистов в самой Германии. Подобная же "расистская практика" проводилась
япои. милитаристами в Китае и др. азиатских странах, итал. фашистами в
Эфиопии, Албании, Греции.
Разгром фашизма нанёс Р. и его кровавой
практике сокрушит. удар, в полной мере вскрыл человеконенавистническую
сущность мифа о "высшей германской расе".
После 2-й мировой войны 1939-45 сторонники
Р. пытаются использовать тесты умств. способностей (см. Коэффициент
интеллектуальности) разных расовых групп с целью "доказать" их психич.
неравноценность (амер. психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н. Дженсон и др.).
В действительности результаты тестов предопределяются не расовой принадлежностью
исследуемых, но их социальным положением, условиями труда и быта (напр.,
работа О. Клайнеберга "Раса и психология", 1956).
Р. используется в совр. капиталистич. странах
(особенно в ЮАР, Родезии) для оправдания расовой дискриминации, сегрегации,
а
во мн. случаях и геноцида. В США усиливается борьба с теорией и
практикой Р. как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев.
В ЮАР и Родезии существуют законы и активно
осуществляются запретительные и репрессивные меры, препятствующие общению
и заключению браков между белыми, с одной стороны, чёрными и цветными -
с другой. Политика сегрегации и апартхейда, проводимая в этих странах,
сопровождается кровавыми инцидентами, убийствами, жестокими преследованиями
противников Р. Из 22 млн. чел. населения ЮАР (1970) только белые (3,8 млн.,
ок. 20% населения) являются полноправными гражданами, остальные же - африканцы,
"цветные" (метисы) и выходцы из Азии (гл. обр. индийцы) - подвергаются
юридически закреплённой дискриминации во всех сферах труда и быта. Аналогичное
положение характерно и для Родезии, где Р. объявлен офиц. идеологией, призванной
увековечить господство европ. меньшинства (менее 300 тыс. чел.) над африканским
большинством (св. 4 млн. чел.). Во мн. других странах различные разновидности
Р. используются для обоснования всевозможных националистич. концепций,
разжигания вражды между народами. До краха фаш. диктатуры в Португалии
(1974) расовой дискриминации подвергалось коренное афр. население Анголы,
Мозамбика и Гвинеи-Бисау. Антинауч. миф о существовании единой мировой
евр. нации взят на вооружение сионизмом.
В Канаде расовой дискриминации подвергаются
эскимосы, индейцы и выходцы из Африки, в Австралии - сохранившиеся в этой
части света (ок. 80 тыс. чел.) аборигены. В Великобритании после 2-й мировой
войны 1939-45 усилилась дискриминация "цветных" иммигрантов из стран Британского
содружества, число к-рых в 1974 составляло св. 1,5 млн. чел. Смыкаясь с
идеологами империализма, маоисты для обоснования своей великодержавной
политики пропагандируют теорию о расовом единстве народов Азии и исключительности
Китая, якобы призванного быть гегемоном мировой истории.
Общественно-политич. и науч. борьба со
всеми разновидностями Р. развернулась, как только стали появляться расистские
сочинения. Активное участие в ней приняли передовые обществ. деятели, писатели
и учёные всех стран. Фактич. материалы, накопленные различными обществ.
и естеств. науками, антропологией, этнографией и др. дисциплинами, изучающими
расы и народы, показали полную несостоятельность Р. Все морфологич. и физиологич.
признаки, по к-рым выделяются расы, малосущественны для общей биологич.
эволюции и историч. развития человечества.
Историч. опыт свидетельствует, что социально-экономич.
и культурный прогресс обусловлен не расовым составом населения, а социальным
строем. Практика строительства социализма и коммунизма в СССР, народы к-рого
расово крайне неоднородны, доказывает полную необоснованность концепции
о существовании "высших" и "низших" рас и о расовой обусловленности историч.
процесса. Против Р. свидетельствуют также экономич. и культурные успехи
др. социалистич. государств Европы, ДРВ, КНДР, Кубы, развивающихся стран
Азии, Африки и Лат. Америки, население к-рых принадлежит к разным расам
и всевозможным смешанным и переходным группам между ними.
По решению 21-й сессии Ген. Ассамблеи ООН
в память жертв расстрела в 1960 в Шарпевиле и др. городах ЮАР мирных демонстраций
африканцев ежегодно 21 марта проводится междунар. день борьбы за ликвидацию
расовой дискриминации. Созванные ЮНЕСКО совещания экспертов-специалистов
в Москве (1964) и Париже (1967) осудили все виды Р. 25-я сессия Ген. Ассамблеи
ООН приняла резолюцию, в к-рой подтверждает "твердую решимость добиться
полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают
совесть и чувство справедливости всего человечества" [Документ A(RLS) 2646
(XXV), 4,ХII,1970]. 1971 был объявлен Междунар. годом согласованных действий
против всех видов расовой дискриминации, а 1974-84 - десятилетием максимально
эффективной борьбы с Р. Борьба с Р.- неотъемлемая часть политич. и идеологич.
борьбы между миром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими
классами и трудящимися, между империалистами и народами, недавно завоевавшими
гос. самостоятельность.
Лит.: Наука о расах и расизм. Сб.
ст., М.- Л., 1938; Англо-американская этнография на службе империализма.
Сб. ст., М., 1951; Рог и некий Я. Я., Левин М. Г., Расизм и его социальные
корни, в кн.: Антропология, М., 1963; Против расизма. [Сб. ст.], М., 1966;
Документы обличают расизм, М., 1968; "Нет!" - расизму, М., 1969; Народы
против расизма, М., 1970; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Общественное
развитие человечества и расы, в их кн.: Народы, расы, культуры, М., 1971;
Расы и народы, в. 1 - 5, М., 1971 - 74; Уинстон Г., Объединить усилия в
борьбе с расизмом, "Проблемы мира и социализма", 1974, № 5; Reces and peoples.
Contemporary ethnic and racial problems, Moscow, 1974. H. Н. Чебоксаров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я