РАСКОЛ
религиозно-общественное
движение, возникшее в России в сер. 17 в. Поводом для возникновения Р.
послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх
Никон
с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий
в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных
книг и др. меры по унификации моск. богословской системы выступали все
члены влиятельного "Кружка ревнителей благочестия". Однако среди
его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных
целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов
и др. считали, что рус. церковь сохранила "древлее благочестие" и предлагали
проводить унификацию, опираясь на др.-рус. богослужебные книги. Др. члены
кружка (Стефан Вонифатьев, Ф. М. Ртищев), к к-рым позднее присоединился
Никон, хотели следовать греч. богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем
объединение под эгидой моск. патриарха православных церквей Украины и России
(вопрос об их воссоединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы
укр. народа против польских поработителей, приобрёл в это время важное
значение) и укрепление их связей с вост. автокефальными православными церквами.
При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление
рус. богослужебных книг по совр. им греч. образцам и изменил нек-рые обряды
(двоеперстие было заменено троеперстием, во время церк. служб "аллилуйя"
стали произносить не дважды, а трижды и т. д.). Нововведения были одобрены
церк. соборами 1654-55. В течение 1653-1656 на Печатном дворе шёл выпуск
исправленных или вновь переведённых богослужебных книг.
Хотя реформа затрагивала лишь внеш., обрядовую
сторону религии, но в условиях господства в обществе религ. идеологии эти
изменения получили значение большого события. К тому же определённо выявилось
стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления
власти патриарха. Недовольство вызывали и насильств. меры, с помощью к-рых
Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против
реформ и действий патриарха выступили нек-рые члены "Кружка ревнителей
благочестия". Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия
и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать,
что внесение исправлений по греч. образцам оскверняет истинную веру, т.
к. греч. церковь отступила от "древлего благочестия", а её книги печатаются
в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы,
выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного
управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло
резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи Р. подверглись жестоким
преследованиям.
Выступления защитников "старой веры" получили
поддержку в различных слоях рус. общества, что привело к возникновению
движения, названного Р. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей
власти лишь орган эксплуатации, выступая за "старую веру", протестовала
против увеличения феод. гнёта со стороны церк. верхушки. К Р. примкнула
и часть высшего "духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями
Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феод. привилегии (епископы
- коломенский Павел, вятский Александр), нек-рые монастыри. Призывы сторонников
"старой веры" получили поддержку отд. представителей высшей светской знати.
Но большую часть сторонников "старой веры" составляли посадские люди и
особенно крестьяне. Усиление феод.-крепостнич. гнёта и ухудшение своего
положения нар. массы связывали и с нововведениями в церк. системе.
Объединению в движении столь разнородных
социальных сил способствовала противоречивая идеология Р. Идеализация и
защита старины, ненависть к новому, проповедь нац. ограниченности и принятия
мученического венца во имя "старой веры" как единств. пути к спасению души
сочетались в идеологии Р. с резкими обличениями в религ. форме феод.-крепостнич.
действительности. Различным слоям общества импонировали различные стороны
этой идеологии. В нар. массах живой отклик находили проповеди расколоучителей
о наступлении "последнего времени", о воцарении в мире антихриста, о том,
что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю. Р.
стал одновременно и знаменем консервативной антиправительств. оппозиции
церк. и светских феодалов, и знаменем антифеод. оппозиции. Нар. массы,
становясь на защиту "старой веры", выражали этим свой протест против феод.
гнёта, прикрываемого и освящаемого церковью.
Массовый характер движение Р. приобрело
после церк. собора 1666-67, предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков,
и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъёмом в стране
антифеод. борьбы; движение Р. достигло своего апогея, распространилось
вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших
на окраины. Идеологами Р. стали представители низшего духовенства, порвавшие
с гос. церковью, а церк. и светские феодалы отошли от Р. Гл. стороной идеологии
Р. и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения "старой
веры" и спасения души) от зла, порождённого антихристом. В наиболее фанатичных
направлениях Р. возникла практика "огненных крещений" (самосожжений). Увлекаемые
проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали
в глухие леса Поволжья и Севера, на юж. окраины гос-ва, в Сибирь и далее
за границу, основывали там свои общины. Это был массовый уход простых людей
от выполнения не только новых церк. обрядов, но и феод. повинностей. Пр-во
в 1681 отмечало умножение "церк. противников", особенно в Сибири. Оно при
активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев.
В 70-80-е гг. 17 в. в идеологии Р. более важное место, чем прежде, стали
занимать обличения, вскрывавшие отд. социальные пороки общества. Нек-рые
же идеологи Р., в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском
остроге, перешли к оправданию активных антифеод. выступлений, объявляя
нар. восстания небесным возмездием царской и церк. власти за их действия.
Часть сторонников "старой веры" приняла активное участие в Крестьянской
войне под предводительством С. Т. Разина 1670-71. Соловецкое восстание
1668-76, возникшее как движение в защиту "старой веры", переросло в
крупное антифеод. выступление против гос. власти. Значительной была роль
сторонников "старой веры" в Московском восстании 1682 и др. антифеодальных
выступлениях.
В кон. 17 - нач. 18 вв. после поражения
антифеод. восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политика,
проводимая пр-вом Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая
для них повышенное налоговое обложение. С 18 в. в идеологии Р. исчезают
обличения социальных пороков действительности и усиливаются её консервативные
стороны. Провозглашение Е. И. Пугачёвым лозунга борьбы за "старую веру"
способствовало вовлечению масс в антифеод. крест. войну. Последователи
Р.- старообрядцы (см. Старообрядчество) разделились на несколько
толков и согласий - поповщину, беспоповщину и др.
Лит.: Щапов А. П., Русский раскол
старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской
церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч.,
т. 1, СПБ, 1906; Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й
половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891; Смирнов П. С., Внутренние
вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898; его же, История русского раскола
старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; его же, Споры и разделения в русском
расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909; Каптерев Н. Ф., Патриарх
Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев Посад, 1909 - 1912; Плеханов
Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915]; Никольский
Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.- Л., 1931; Сахаров Ф., Литература
истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр
и статей о расколе..., в. 1 - 3, Тамбов - СПБ, 1887 - 1900. В. С.
Шульгин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я