РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ
научное направление,
связанное с разработкой принципов и построением систем, предназначенных
для определения принадлежности данного объекта к одному из заранее выделенных
классов объектов. Под объектами в Р. о. понимают различные предметы, явления,
процессы, ситуации, сигналы. Каждый объект описывается совокупностью осн.
характеристик (признаков, свойств) X = (х
i-я координата вектора X определяет значения i-й характеристики,
и дополнит. характеристикой S, к-рая указывает на принадлежность объекта
к нек-рому классу (образу). Набор заранее расклассифицированных объектов,
т. е. таких, у к-рых известны характеристики X и S, используется
для обнаружения закономерных связей между значениями этих характеристик
и поэтому наз. обучающей выборкой. Те объекты, у к-рых характеристика S
неизвестна, образуют контрольную выборку. Отд. объекты обучающей и контрольной
выборок наз. реализациями.
Одна из осн. задач Р. о.- выбор правила
(решающей функции) D, в соответствии с к-рым по значению контрольной
реализации X устанавливается её принадлежность к одному из образов,
т. е. указываются "наиболее правдоподобные" значения характеристики S для
данного X. Выбор решающей функции D требуется произвести
так, чтобы стоимость самого распознающего устройства, его эксплуатации
и потерь, связанных с ошибками распознавания, была минимальной. Примером
задачи Р. о. этого типа может служить задача различения нефтеносных и водоносных
пластов по косвенным геофизич. данным. По этим характеристикам сравнительно
легко обнаружить пласты, насыщенные жидкостью. Значительно сложнее определить,
наполнены они нефтью или водой. Требуется найти правило использования информации,
содержащейся в геофизич. характеристиках, для отнесения каждого насыщенного
жидкостью пласта к одному из двух классов - водоносному или нефтеносному.
При решении этой задачи в обучающую выборку включают геофизич. данные вскрытых
пластов.
Успех в решении задачи Р. о. зависит в
значительной мере от того, насколько удачно выбраны признаки X. Исходный
набор характеристик часто бывает очень большим. В то же время приемлемое
правило должно быть основано на использовании небольшого числа признаков,
наиболее важных для отличения одного образа от другого. Так, в задачах
мед. диагностики важно определить, какие симптомы и их сочетания (синдромы)
следует использовать при постановке диагноза данного заболевания. Поэтому
проблема выбора информативных признаков - важная составная часть проблемы
Р. о.
Проблема Р. о. тесно связана с задачей
предварит. классификации, или таксономией.
В осн. задаче P.O. о построении решающих
функций D используются закономерные связи между характеристиками
X
и
S, обнаруживаемые на обучающей выборке, и нек-рые дополнит. априорные предположения,
напр. след. гипотезы: характеристики X для реализаций образов представляют
собой случайные выборки из генеральных совокупностей с нормальным распределением
(см. ниже - Р. о. в математической статистике); реализации одного образа
расположены "компактно" (в нек-ром смысле); признаки в наборе X независимы
и т. д.
В области Р. о. существенно используются
идеи и результаты многих др. науч. направлений - математики, кибернетики,
психологии и т. д.
В 60-х гг. 20 в. в связи с развитием электронной
техники, в частности ЭВМ, широкое применение получили автоматич. системы
распознавания. Под системами распознавания обычно понимают комплексы средств,
предназначенных для решения описанных выше задач. Методы Р. о. используются
в процессе машинной диагностики различных заболеваний, для прогнозирования
полезных ископаемых в геологии, для анализа экономических и социальных
процессов, в психологии, криминалистике, лингвистике, океанологии, химии,
ядерной и космической физике, в автоматизированных системах управления
и т. д. Их применение оправдано практически всюду, где приходится иметь
дело с классификацией экспериментальных данных. См. также Кибернетика,
Кибернетика техническая, Обучающаяся автоматическая система.
Лит.: Себестиан Г.-С., Процессы
принятия решений при распознавании образов, пер. с англ., К., 1965; Бонгард
М. М., Проблема узнавания, М., 1967; Цыпкин Я. З., Адаптация и обучение
в автоматических системах, М., 1968; Айэерман М. А., Браверман Э. М. Розоноэр
Л. И., Метод потенциальных функций в теории обучения машин, М., 1970; Загоруйко
Н. Г., Методы распознавания и их применение, М., 1972; Вапник В. Н., Червоненкис
А. Я., Теория распознавания образов, М., 1974.
А. Л. Боровков, Н. Г. Загоруйко.
Р. о. в математической статистике - класс
задач, связанных с определением принадлежности данного наблюдения к одной
из генеральных совокупностей (с неизвестными распределениями), к-рые представлены
лишь конечными выборками. В качестве данного наблюдения может выступать
и совокупность наблюдений (выборка) из одной из представленных генеральных
совокупностей. Каждое наблюдение представляет собой число или вектор. Часто
указанный класс задач называют также дискриминантным анализом или классификацией.
Предположим, что известны n Если заданы потери L Задачи Р. о. оказываются весьма трудными
Сформулированные задачи представляют собой
Биологический аспект Р. о. тесно связан
Зрительно воспринимаемый животными и человеком
Несмотря на огромное разнообразие животных
Лит.: Глезер В. Д. .Невская А. А.,
О. Ю. Орлов.
из генеральной совокупности А
из генеральной совокупности A
z = (z
определении, какой из генеральных совокупностей A
т,
принадлежит выборка z. При этом обычно принимается предположение
о том, что распределения Р
А
от векторного параметра O, так что Р
несёт наблюдатель, относя выборку 2 к совокупности (образу) A
она на самом деле принадлежит A
задача может рассматриваться и решаться с помощью методов теории статистич.
игр [стратегией природы здесь является набор (O
j),
z]. В этом случае возможно отыскание оптимальных "решающих функций", минимизирующих
в том или ином смысле потери наблюдателя.
и исследованы (1975) лишь в отд. частных случаях. Для общей проблемы при
наличии нек-рых дополнительных предположений можно указать асимптотически
оптимальные правила, дающие потери, приближающиеся к минимальным, когда
числа n
одну из наиболее естественных математич. моделей (формализации) для задач
Р. о. А. А. Боровков.
с организацией поведения животных, к-рые в природных условиях, как правило,
воспринимают внешние объекты одновременно разными органами чувств; поэтому
образы реальных предметов объединяют в себе зрительные, тактильные, вкусовые
и др. характеристики. Для удобства исследования обычно разделяют процессы,
связанные с восприятием и распознаванием оптических, акустических и иных
свойств предметов. Термин "образ" чаще применяют в связи со зрительным
и слуховым восприятием. Наиболее детально изучено распознавание зрительных
образов.
окружающий мир - это трёхмерное пространство с объёмными объектами относительно
постоянной формы и окраски, как правило несамосветящимися и заключёнными
в прозрачную среду (воздух, воду). Вследствие подвижности как самих животных,
так и нек-рых внешних объектов, каждому, даже неизменному предмету, соответствует
множество различных его изображений на сетчатке глаза, являющихся
плоскими проекциями предметов на поверхность её светочувствит. рецепторов.
Важнейшая функция системы зрения - реконструкция трёхмерного мира на основе
этих плоских изображений, что необходимо для организации активного поведения
животных. Внешним проявлением работы механизмов, осуществляющих такую реконструкцию,
служит константность восприятия человеком и животным размера, формы и цвета
предметов. Не менее важная функция зрит. системы - классификация объектов
в соответствии с их биол. значимостью для животного (то, что обычно понимается
под узнаванием). В зависимости от вида животного и уровня организации его
зрит. системы узнавание происходит различно: животные отличаются как по
способности воспринимать определённые оптич. свойства объектов (видимая
область спектра, цвет, поляризованность света), так и по степени сложности
обработки зрит. информации. У низших животных уже в сетчатке имеются специализированные,
т. н. детекторные нервные клетки, выделяющие биологически важные признаки
объектов непосредственно из сетчатого изображения (напр., "детектор тёмного
пятна" у лягушки). У высших животных большое значение имеют зрит. центры
головного мозга, где тоже найдены специализированные нервные клетки с весьма
сложными свойствами. Помимо врождённых механизмов Р. о., в работе зрит.
системы, как и др. рецепторных систем, большое значение имеет индивидуальный
опыт (научение) и одна из его своеобразных форм - запечатление.
и различия в аппаратах зрения, имеется много общего в способах обработки
зрит. информации животными разных видов. Об этом свидетельствует, в частности,
общность средств зрит. маскировки, привлечения и отпугивания, широко используемых
в мире животных. Ряд особенностей восприятия и Р. о., лучше изученных для
зрит. процесса, имеет общее значение. Так, решаемая слуховой системой задача
стабильного восприятия (правильность узнавания) слуховых образов в переменных
условиях аналогична задаче константного узнавания окраски. См. также статьи
Восприятие,
Зрение и лит. при них.
Опознавание зрительных образов, в сб.: Физиология сенсорных систем, ч.
1-физиология зрения, Л., 1971 (Руководство по физиологии); International
joint conference on pattern recognition. Proceedings..., N. Y., 1973. А.
А. Диментман, В. В. Максимов,
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я