РАХМАНИНОВ
Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873,
имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский р-н Новгородской обл.,-28.3.1943,
Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский
композитор, пианист и дирижёр. Род. в дворянской семье. С 4-5 лет играл
на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882
учился в Петерб. консерватории у В. В. Демянского, с 1885 - в Моск. консерватории
у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фп.), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция).
В годы учения сочинил ряд произв., в т. ч. романс "В молчаньи ночи тайной",
1-й концерт для фп. с оркестром (1891, 2-я ред. 1917). Окончил Моск. консерваторию
по классам фп. (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная
работа Р.- одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко
по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва). Среди
сочинений 90-х гг.- "Пьесы-фантазии" (в т. ч. Прелюдия до-диез минор) и
"Музыкальные моменты" (1896) для фп., 1-я сюита для 2 фп. (1893), симф.
фантазия "Утёс" (1893), Элегическое трио (памяти П. И. Чайковского, 1893),
"Каприччио на цыганские темы" для оркестра (1894), 1-я симфония (1895),
св. 20 романсов (в т. ч. "Весенние воды"). В 1897-98 был дирижёром Моск.
частной русской оперы (здесь началась его дружба, с Ф. И. Шаляпиным), в
1904-06 - Большого театра и симф. концертов Кружка любителей рус. музыки.
С 1900 постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за границей
(в 1907-14 - в ряде европ. стран, в 1909-10 - в США и Канаде). В 1909-12
участвовал в деятельности Рус. муз. общества (один из инспекторов дирекции),
в 1909-17 - Российского муз. изд-ва. Среди соч. 1900-1910-х гг. - 2-й (1901)
и 3-й (1909) концерты для фп. с оркестром, 2-я симфония (1907), симф. поэма
"Остров мёртвых" (по мотивам картины А. Бёклина, 1902), оперы "Скупой рыцарь"
(по Пушкину) и "Франческа да Римиии" (по Данте, обе 1904), кантата "Весна"
(1908), поэма "Колокола" для оркестра, хора и солистов (1913), "Всенощное
бдение" для хора а капелла (1915), 4 серии романсов, соната для виолончели
и фп. (1901), 2-я сюита для 2 фп. (1901); 2 сонаты (1907, 1913), 23 прелюдии,
17 этюдов-картин (1911, 1917) для фп. В дек. 1917 Р. уехал на гастроли
в Скандинавию, в 1918 переселился в США. В 1918-43 занимался прсим. концертно-пианистич.
деятельностью (США и Европа). Создал лишь немногие соч.- 4-й концерт (1926)
и "Рапсодию на тему Паганини" (1934) для фп. с оркестром, "3 русские песни"
для оркестра и хора (1926), "Вариации на тему Корелли" для фп. (1931),
3-ю симфонию (1936), "Симфонические танцы" (1940). В 1941-42 выступил с
концертами, сборы от к-рых передал в помощь Сов. Армии.
Р.- один из крупнейших музыкантов рубежа
19-20 вв. Его иск-во отличает жизненная правдивость, демократич. направленность,
искренность и эмоциональная полнота художеств. высказывания. Следовал лучшим
традициям муз. классики, прежде всего русской. Обострённо-лирич. ощущение
эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Р. с воплощением образов
родины. Был проникновенным певцом рус. природы. В сто соч. тесно сосуществуют
страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоенное созерцание, трепетная
насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность.
Музыка Р., обладающая неистощимым мелодич. и подголосочно-полифонич. богатством,
впитала рус. нар.-песенные истоки и нек-рые особенности знаменного распева.
Одна
из самобытных основ муз. стиля Р.- органичное сочетание широты и свободы
мелодич. дыхания с ритмич. энергией. Нац.-колоритная черта гармонич. языка
- многообразное претворение колокольных звучностей. Р. развил достижения
рус. лирико-драматич. и эпич. симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом
творчестве Р., с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструм.
произв., особенно во 2-м и 3-м фп. концертах, преломившись в лирико-трагич.
аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Р. как пианиста стоит в одном
ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая
глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Р. высокой
одухотворённости и яркой образности выражения. Р. был также одним из крупнейших
оперных и симф. дирижёров своего времени.
Лит.: Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов,
[М.], 1945; С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, М. - Л., 1947; С.
В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей. М., 1947; Молодые годы С. В.
Рахманинова. Письма. Воспоминания, Л.- М., 1949; Понизовкин Ю., Рахманинов
- пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965; Брянцева В.,
Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966; ее же, Детство и юность Сергея
Рахманинова, 2 изд., М., 1972; С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов
и документов, Воронеж, 1971; Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973;
Воспоминания о Рахманинове, Сост. 3. Апетян, т. 1 - 2, 4 изд., М., 1974;
Памяти С. В. Рахманинова. [Сб. воспоминаний], Нью-Йорк, 1946; Rachmaninoff's
recollections told by Oscar von Riesemann, L. - N. Y., 1934; Bertensson
S. and Lеуda J., Sergei Rachmaninoff. A lifetime in music, N. Y., 1956.
В.
Н. Брянцеса.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я