РЕАКТИВНОЕ ТОПЛИВО
топливо
для авиац. реактивных двигателей. В качестве Р. т. наибольшее применение
нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых
(напр., отечеств. топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для произ-ва
топлив, обладающих повышенной термич. стабильностью (напр., отечеств. топливо
РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке.
В
произ-ве Р. т. используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации.
Важнейшими показателями Р. т. являются
плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полёта.
Р. т. должно иметь высокую термич. стабильность, особенно если оно применяется
на сверхзвуковых самолётах, в баках к-рых топливо может нагреваться до
150-200 оС и выше. Высокая термич. стабильность достигается
очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, азотистых, кислородных
соединений), напр. путём обработки водородом (см. Очистка нефтепродуктов).
При
этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность Р.
т. К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении
добавляются антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов
(6 мл/л). В Р. т. содержится растворённая вода (до 0,008-0,01% при
обычных темп-pax), к-рая при изменении условий может выделяться из топлива
и вызывать электрохим. коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать
кристаллы льда. Поэтому в Р. т. вводятся ингибиторы коррозии (см. Ингибиторы
химические) (10-45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1-0,3
объёмного % ); добавляются также присадки, предотвращающие накопление
статич. электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.
Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б.
В. Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели
и топливо, M., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И.
В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971. И. В. Рожков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я