РЕАЛИЗМ
в литературе и искусстве,
правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами,
присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития
иск-ва Р. принимает конкретные формы определённых творческих методов (см.
Метод
художественный)- напр. просветительский Р., критический" Р., социалистический
Р. Методы эти, связанные между собой преемственностью,
обладают своими
характерными особенностями. Различны проявления реалистич. тенденций и
в разных видах и жанрах искусства.
В марксистско-ленинской теории искусства
нет единого, установившегося определения как хронологич. границ Р., так
и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения
можно наметить две осн. концепции. Согласно одной из них, Р. представляет
собой осн. тенденцию поступательного развития художеств. культуры человечества,
в к-рой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практич.
освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художеств. познания
её важных сторон и качеств, в первую очередь социальной действительности,
определяет и меру реалистичности того или иного художеств. явления. В каждый
новый историч. период Р. приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более
или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный
метод, определяющий художеств. культуру своего времени.
Представители др. точки зрения на Р. ограничивают
его историю определёнными хронологич. рамками, видя в нём исторически и
типологически конкретную форму художеств. сознания. В этом случае начало
Р. связывается либо с эпохой Возрождения, либо с 18 в. Наиболее
полное раскрытие специфич. черт Р. в прошлом усматривается в критическом
Р. 19 в.; новый высший этап Р. представляет в 20 в. социалистический
реализм. Характерным признаком Р. в этом случае считается способ обобщения
жизненного материала, наз. типизацией в соответствии с характеристикой,
данной Ф. Энгельсом в связи с анализом реалистич. романа: "...типичные
характеры в типичных обстоятельствах" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 37, с. 35). Р., т. о., исследует социальную действительность и личность
человека в его нерасторжимом единстве с обществ, отношениями. Такая трактовка
понятия Р. вырабатывалась гл. обр. на материале истории литературы, в то
время как первая - на материале преимущественно пластич. искусств.
Какой бы точки зрения ни придерживаться,
несомненно, что реалистич. искусство располагает необычайным многообразием
способов подхода к действительности, способов обобщения, стилистич. форм
и приёмов. Реализм Дж. Боккаччо и реализм Г. Мопассана, А. Дюрера и О.
Домье, А. С. Пушкина и В. В. Маяковского, К. С. Станиславского и Б. Брехта
существенно отличаются друг от друга, свидетельствуя о широчайших возможностях
глубоко объективного освоения исторически изменяющегося мира художеств.
средствами. Однако любой реалистич. метод характеризуется последовательной
направленностью на познание и раскрытие противоречий действительности,
к-рая, в данных исторически обусловленных пределах оказывается доступной
правдивому отражению. В этом смысле Р. свойственна убеждённость в познаваемости
сущности объективно-реального мира средствами искусства.
Формы и приёмы отражения действительности
в реалистич. искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение
в сущность жизненных явлений, к-рое с необходимостью присуще реалистич.
тенденции и составляет характерную особенность всякого реалистич. метода,
по-разному выражается в романе и лирич. стихотворении, в историч. картине
и пейзаже, художеств. фильме и мультипликации. Изображение жизни в формах
самой жизни, считающееся нек-рыми сов. эстетиками специфич. признаком Р.,
в действительности широко распространено в реалистич. искусстве, порой
доминирует, но не является обязательным признаком реалистич. метода, особенно
если эту формулу трактовать как требование адекватности образа эмпирич.
облику явлений действительности. Не всякое изображение внешних фактов действительности
реалистично. Эмпирич. достоверность художеств. образа обретает смысл лишь
в единстве с правдивым отражением существенных сторон действительности,
к-рая порой требует для выявления тех или иных граней её глубинного содержания
резкой гиперболизации, заострения, гротескной утрировки "форм самой жизни".
Самые различные условные приёмы и образы неоднократно являлись средством
точного и выразительного раскрытия жизненной правды (напр., в творчестве
Ф. Рабле, Ф. Гойи, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Довженко, Брехта), особенно
тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имеет
адекватного выражения в к.-л. одном единичном факте или предмете.
Художеств. правда включает в себя две стороны,
нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существенных
сторон жизни и истинность эстетич. оценки, т. е. соответствие присущего
данному искусству общественно-эстетич. идеала таящимся в действительности
потенциям поступательного развития. Это то, что можно назвать правдой идеала
или эстетич. оценки. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов
реалистич. искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетич. истины
находятся в органическом единстве, как, напр., в портретах X. Рембрандта,
поэзии Пушкина, романах Л.Н. Толстого. Художник-реалист в своих произведениях
является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней
"поэтическое правосудие" (см. Ф. Энгельс, там же, т. 36, с. 67), т. е.
выносит, как выражался Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится
основа тенденциозности Р. Там, где тенденция не вытекает "из обстановки
и действия" (см. Ф. Энгельс, там же, с. 333), а привносится в произведение
извне, возникает чуждый Р. дидактизм или внешняя декларативность. С проблемой
идеала в реалистич. искусстве тесно связан и вызывающий в науке острые
споры вопрос о соотношении Р. и романтизма.
Не отрицая наличия особого романтич. метода
в искусстве, следует подчеркнуть, что романтика является отнюдь не чем-то
противоположным Р., но зачастую его неотъемлемым качеством. Особенно очевидно
это в искусстве социалистич. Р.
Относительно отд. родов художеств. творчества,
к-рые не воспроизводят чувственно воспринимаемых форм действительности,
как, напр., музыка и архитектура, проблема Р. прояснена ещё недостаточно.
Поскольку любая трактовка сущности Р. невозможна вне категории истины,
возникает вопрос - в чём можно видеть правдивость т. н. выразительных искусств.
Попытка истолковать, напр., Р. в архитектуре как "правдивость" выражения
функции и конструкции в форме несостоятельна, ибо проблема переводится
здесь из плана отражения действительности в художественном образе в план
конструктивной логики. По-видимому, путь решения проблемы Р. в зодчестве
или музыке лежит в подходе к произведениям этих видов искусства как к своеобразным
эстетич. моделям действительности. Модель по форме может быть абсолютно
не сходна с оригиналом, но она должна быть адекватной ему по содержанию.
"Выразительные" искусства моделируют объективную действительность или социально-психологич.
строй личности. Так, Р. в музыке определяется правдивостью отражения таких
чувств, настроений, переживаний в их становлении, развитии и смене, к-рые
соответствуют эстетич. идеалу эпохи.
Как бы ни были широки и многообразны возможности
и варианты реалистич. методов в искусстве, они отнюдь не беспредельны.
Там, где художеств. творчество отрывается от реальной действительности,
уходит в своеобразный эстетич. агностицизм, отдаётся субъективистскому
произволу, как в совр. модернизме, там уже нет места Р. Попытки
ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э. Фишер) утвердить идею "реализма
без берегов" имеют своей целью затушевать противоположность Р. и упадочного
бурж. искусства. В совр. эпоху борьба идеологий в сфере художеств. творчества
выражается в противоборстве Р. и декадентского модернизма, Р. и массового
иск-ва (см. "Массовая культура"), воинствующе буржуазного по содержанию,
но ради доступности охотно имитирующего реалистич. формы изображения. Ревизионизм
в эстетике в своих определениях Р. игнорирует критерий истины, тем самым
снимая всякую возможность его объективного определения.
Но совр. Р., так же как и Р. прошлого,
не всегда предстаёт в "химически чистом" виде. Реалистич. тенденции зачастую
пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие
Р. как целостного метода. Так, напр., живая правда действительности противоречиво
переплетается с религ. спиритуализмом и мистикой в ряде произведений готического
искусства. При этом далеко не всегда можно механически отделить реальное
начало от чуждых ему эстетич. принципов. Нередко наблюдаются художеств.
образования, в к-рых одновременно существуют и реалистич. и не связанные
с Р. черты (напр., символистич. тенденции в творчестве М. А. Врубеля или
А. А. Блока), находящиеся в творчестве самого художника в нерасторжимом
единстве. Так, у раннего Маяковского глубоко правдивый в основе своей протест
против бурж.
обывательского мира органически связан
с футуристич. стилистикой. В ряде случаев может возникнуть противоречие
между субъективистским восприятием действительности и правдивостью общественно-эстетич.
идеала художника, что характерно, напр., для ряда совр. прогрессивных художников
капиталистич. стран. Нередко это противоречие разрешается победой реалистич.
начала в их творчестве (напр., преодоление сюрреализма П. Элюаром
и Л. Арагоном, драмы абсурда А. Адамовым).
Реалистич. искусство часто бывает "умнее"
своего творца: правдивое раскрытие действительности приводит к "победе"
Р. над социальными иллюзиями и политич. консерватизмом, как это, в частности,
показали Ф. Энгельс на примере Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В.
И. Ленин на примере Л. Толстого. Искусство того или иного художника может
быть порой глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских
взглядов, отмеченных сложными противоречиями (напр., И. С. Тургенев, Ф.
М. Достоевский). Однако отсюда нельзя делать вывод, будто художеств. творчество
не зависит от мировоззрения автора. В большинстве случаев Р. связан с передовыми
социальными движениями, возникает как художеств. выражение прогрессивных
потенций общества. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в
выражении обществ. идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критич.
Р. 19 в. и в особенности в Р. социалистическом, специфика к-рого требует
последовательной партийности.
Социальная почва Р. исторически изменчива.
Но подъём реалистич. искусства, как правило, совпадает с периодами широких
связей художеств. культуры с нар. массами. Это не означает, что Р. всегда
выражает непосредственные интересы трудящихся. Однако поскольку именно
Р. доступен разносторонний охват жизни народа, важных обществ. вопросов,
ему в высокой мере присуще качество народности.
Поскольку любая историч. форма Р. более
всего открыта определённым сторонам и аспектам действительности, чутка
к тем или иным граням идеологии и психологии своей эпохи, она неизбежно
оказывается исторически ограниченной. И эта ограниченность выступает каждый
раз как внутренне присущая ей односторонность. Так, искусство высокого
Ренессанса "слепо" к обществ. антагонизмам и, наоборот, особенно охотно
улавливает свойственные времени утопич. мечты о социальной гармонии. Роман
же критич. Р. 19 в., объективно проникая в жизнь бурж. общества, дал несравненные
образцы художеств. исследования социальных антагонизмов и сложной диалектики
человеческих характеров. Т. о., задача анализа реалистич. искусства заключается
не в том, чтобы механически отграничить его от некоего абстрактного "антиреализма".
Такая позиция вульгарна и догматична. Диалектика изучения Р. требует раскрытия
его внутр. содержания, где нерасторжимы и завоевания в познании действительности,
и исторически обусловленная ограниченность. В этом плане и может быть обнаружена
логика "художеств. прогресса", подводящая в конце концов к искусству социалистич.
Р. Г. А. Недошивин.
Реализм 19-<20 вв. В своём
исторически конкретном значении термин "Р." обозначает направление лит-ры
и иск-ва, возникшее в 18 в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета
в критич. Р. 19 в. и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии
с др. направлениями в 20 в. (вплоть до современности).
В литературе ряд существенных черт Р. проявился
в эпоху Возрождения, в первую очередь у М. Сервантеса и У. Шекспира, особенно
в изображении характеров; классицизм 17 в. разработал метод четкой
типизации характеров; однако интенсивное развитие Р. происходит позднее,
в связи со становлением бурж. общества. В 18 в. лит-pa демократизируется
- в противовес предшествующей лит-ре, отражавшей по преимуществу жизненный
уклад и идеалы феод. верхов, она избирает гл. героями не монархов и вельмож,
а людей среднего состояния - купцов, горожан, солдат, моряков и т. п.,
показывая их в повседневной практич. деятельности, в семейном быту. Р.
18 в. проникнут духом просветительской идеологии (см. Просвещение).
Он
утверждается прежде всего в прозе; всё более определяющим жанром лит-ры
становится роман - прозаич. повествование о судьбах обыкновенных
людей, эпос частной жизни. Наиболее значит. реалистич. романы в 18 в. созданы
в Великобритании (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн),
Франции (А. Ф. Прево, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо), Германии (ранний И. В. Гёте).
Вслед за романом возникает буржуазная, или мещанская драма (в Великобритании
- Дж. Лилло, во Франции - Дидро, в Германии - Г. Э. Лессинг, молодой Ф.
Шиллер). Р. 18 в. верно воссоздал обыденную жизнь совр. общества и отразил
его социальные и нравств. конфликты; однако изображение характеров в нём
было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим
добродетель и порок. Лишь в отд. произведениях изображение личности отличалось
сложностью и диалектич. противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро).
В нач. 19 в. романтизм несравненно глубже,
чем просветительский Р. 18 в., изобразил внутр. мир человека, выявляя конфликты
и антиномии личности, открывая её "субъективную бесконечность". Романтизм
также внедрил в иск-во принцип историзма и народности.
Возникший в 30-е гг. 19 в. критический
Р. имел генетич. связи с романтизмом; оба направления объединяло разочарование
в итогах бурж. революции и отрицат. отношение к утвердившемуся капиталистич.
строю. Стендаль и О. Бальзак во Франции, Ч. Диккенс в Великобритании создали
панорамные полотна жизни бурж. общества, обнажая "скрытый смысл огромного
скопища типов, страстей и событий" (Бальзак) и улавливая их социальную
основу. Н. В. Гоголь в России изобразил кризис всего поместно-крепостнич.
строя. Ведущим жанром реалистич. лит-ры остаётся роман. Его действие концентрируется
вокруг таких мотивов, как борьба за самоутверждение личности в собственническом
мире, махинации дельцов, бедствия обездоленных. Р. показал растлевающее
влияние материальных благ на нравы, разрушение естеств. связей между людьми,
превращение брака в коммерч. сделку. Критич. дух Р. 1-й пол. 19 в. не означал,
однако, отсутствия положит. идеалов у писателей; сила их критики обусловлена
присущим им гуманизмом и верой в прогресс.
В сер. 19 в. Р, изменяется. Если у Стендаля,
Бальзака и Диккенса человек мог противостоять неблагоприятным условиям,
то во 2-й пол. века Р. на Западе изображает преим. отчуждение личности,
её нивелировку, утрату характера, воли, сопротивляемости среде, что особенно
выразительно показано У. Теккереем и Г. Флобером. Однако этому отчуждению
отчасти в Великобритании (Дж. Элиот), но особенно в России (Тургенев, Л.
Толстой) противостояло утверждение высокой человечности, борьба за гуманные
идеалы. Глубина филос. проблематики в творчестве Толстого и Достоевского,
широчайший охват социальной действительности, сострадание к судьбам "униженных
и оскорблённых", тонкость психологич. анализа поставили этих писателей
и вместе с ними всю рус. лит-ру на вершину Р. 19-20 вв.
В последнюю треть 19 в. история лит-ры
на Западе прошла под знаком натурализма, крупнейшим представителем
к-рого был Э. Золя.
Если в романе различные степени и формы
Р. существовали начиная с 30-х гг., то в драме долго преобладал романтизм.
Переход к Р. стремились осуществить П. Мериме ("Жакерия"), Пушкин ("Борис
Годунов"), Г. Бюхнер ("Смерть Дантона"); однако их пример в то время не
нашёл последователей. "Ревизор" (1836) Гоголя долго оставался одиноким
явлением. Период развития реалистич. драмы в России начался лишь во 2-й
пол. 50-х гг. (А. Н. Островский), а на Западе - в 70-80-е гг. (Г. Ибсен).
В 80-е гг. в творчестве А. П. Чехова зарождается
новая форма Р.-с предельным устранением авторских оценок, совершенно объективным
изображением повседневной действительности. Вместе с тем Чехов поднялся
над натуралистич. бытописательством в силу глубокого лиризма, присущего
его творчеству и, оставаясь подлинным гуманистом, выразил отношение к существующим
обществ. условиям посредством скептич. усмешки, горького юмора.
На рубеже 19 и 20 вв. Р. Роллан на Западе
и М. Горький в России сочетали объективный Р. с гуманистич. пафосом. Они
искали решение вечных вопросов в социальной действительности и активном
гуманизме, смыкающемся с передовыми общественно-политич. движениями. Творчество
М. Горького вышло уже за пределы демократич. Р.; пролетарский писатель
становится основоположником социалистич. Р., явившегося новым этапом в
развитии мирового искусства (см. Социалистический реализм). От конца
19 в. до 1-й мировой войны 1914-18 развивались традиции Р. 19 в., критич.
отношение к капиталистич. обществу и демократич. гуманизм (Роллан, Горький,
Дж. Голсуорси, Т. Драйзер, Г. Манн, Т. Манн и др.). В период от Окт. революции
1917 и конца 1-й мировой войны до 2-й мировой войны 1939-45 традиции гуманистич.
Р. продолжают как названные писатели, так и новое поколение; ужасы мировой
бойни породили значит. антивоенную лит-ру (А. Барбюс, Я. Гашек, Э. М. Ремарк,
Р. Олдингтон и др.). В 20-е и 30-е гг. усиление фашизма и рост военной
опасности вызвали к жизни антифаш. и антимилитаристскую лит-ру (Л. Фейхтвангер,
А. Цвейг и др.). Влияние Окт. революции 1917 обусловило приближение к идеям
социализма ряда бурж. писателей (Т. Манн, Г. Майн, Р. Мартен дю Гар и др.).
Развитие социалистич. Р. в СССР стимулировало аналогичные тенденции в др.
странах (Р. Фокс в Великобритании, М. Андерсен-Нексё в Дании, И. Бехер,
А. Зегерс, В. Бредель в Германии и др.).
Для судеб Р. имел значение опыт крупных
писателей, отклонивших традиц. формы Р.: скрупулёзный анализ психики у
М. Пруста и "поток сознаниям у Дж. Джойса, открывшие новые возможности
отражения внутр. жизни личности; экспериментаторское формотворчество Дж.
Дос Пассоса, стремившегося сочетать традиц. "биографическое" повествование,
внутренний монолог, коллаж из газетных заголовков, "кинохронику"; причудливая
трансформация и синтез повествовательных форм У. Фолкнера.
Экспериментаторство, новаторское формотворчество,
было и в социалистич. Р. 20-30-х гг.; здесь оно имело целью найти формы,
адекватно передающие бурный, революц. характер времени. В поэзии Маяковский,
И. Л. Сельвинский, в прозе В. В. Иванов, в драме В. В. Вишневский прибегали
к крайним экспрессивным формам, ломая привычные жанры и их стилистику.
Одновременно др. течение в социалистич. Р. продолжало традиции рус. классики
и М. Горького: А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Л. М. Леонов,
К. А. Федин и др.
В сер. 20 в. Р. остаётся наиболее продуктивным
методом мировой лит-ры: в лит-ре капиталистич. стран продолжает развиваться
критич. Р.; в духе социалистич. Р. развивается лит-pa социалистич. стран,
возникших после 2-й мировой войны.
В послевоенные десятилетия приобрели широкую
популярность писатели-реалисты, начавшие деятельность значительно раньше,
- Ф. Мориак, Б. Брехт, И. Во, Г. Грин и др.; тогда же появляется поколение
новых последователей Р.: А. Миллер, Н. Мейлер, Дж. Джонс, Дж. Сэлинджер,
Дж. Чивер, С. Беллоу (США), Дж. Кэри, Ч. П. Сноу (Великобритания), Г. Бёлль,
Г. Грасс, З. Ленц (ФРГ) и др. Ветвью Р. является документальная литература:
в драме - Р. Хоххут (ФРГ), в прозе - Т. Капоте (США) и др.
Продолжаются и эксперименты с повествовательной
формой в целях максимального приближения её к непосредственному "потоку
событий" и потоку сознания (напр., "новый роман" во Франции, подчас
приближающийся к опасной грани чистого субъективизма).
Как лит. стиль термин "Р." означает своеобразие
речевых средств, применяемых в произв., следующих реалистич. методу. Язык
лит-ры на протяжении мн. веков был особым, "поэтическим": художеств. произв.
почти во всех жанрах долго создавались в стихах, но главное - сама речь
была украшена фигурами (см. Фигуры стилистические) и тропами,
что
в сочетании с особым ритмом должно было отличать лит-ру от обыденной речи.
Хотя прозаич. повествования возникают сравнительно рано, они долго остаются
в пределах условных речевых форм, более или менее отдалённых от повседневного
языка. Введение живой разговорной речи было одним из первых элементов реалистич.
стиля. Однако хотя у Боккаччо, Рабле, Сервантеса лексика во многом уже
является бытовой, синтаксич. строй языка и в особенности подчинение его
нормам риторики ещё не делают речь подлинно реалистической. Лишь
в 18 в. живая разговорная речь начинает утверждаться в лит-ре (при значит.
сохранении элементов риторики). Но даже в произв. Диккенса и Бальзака речь
является литературной и носит печать романтич. приподнятости. Стендаль
первым в 19 в. отказывается от риторич. красот, прибегая к точному, подчёркнуто
"сухому" языку как в авторских описаниях, так и в речах персонажей. В России
Пушкин даёт первые образцы живой прозаич. речи, лаконичной и точной, воспроизводящей
естеств. строй бесед, сохраняющей живые интонации; с этого времени можно
говорить о реалистич. стиле в подлинном смысле слова. В каждой из нац.
литератур по мере утверждения Р. как лит. направления развивается и соответствующий
ему лит. стиль. Реалистич. стиль заключается как в естественности речи,
соответствующей нормам живого разговорного яз. (при этом процесс этот двоякий:
литература вбирает живую речь, но в свою очередь создаёт нормы совр. языковой
культуры), так и в том, что характеристика персонажа непременно дополняется
речевой характеристикой - воспроизведением индивидуальных и социальных
особенностей речи персонажа. Нормы литературного языка, созданные рус.
классиками 19 в., до сих пор сохраняют свою силу, хотя, конечно, за это
время произошли и перемены в языковой культуре, к-рые отразились в новейшей
литературе. 20 в. принёс нек-рое обновление лит. языка и на Западе; так,
Э. Хемингуэй стремился очистить язык от всего лишнего, сделать его предельно
лаконичным и вместе с тем многозначным (в этом суть "честной прозы", культивируемой
писателем). Наряду с этой тенденцией в лит. стиле 20 в. наблюдается и возрождение
поэтизмов (троп, метафор, экспрессивной образности) в прозаич. речи; эту
манеру представляют И. Бабель, У. Фолкнер, М. Астуриас и др. А. А. Аникст.
В странах Востока элементы реалистич. метода
в собств. смысле возникают в лит-pax, переживающих эпоху т. н. вост. Возрождения
(особенно в иран. поэзии 12-15 вв., в повествоват. прозе позднесредневековой
кит. лит-ры и др.). Р. просветительский, а затем критический оформился
в вост. лит-pax (кит., япон., иран., тур., арабской и др.) позже, чем на
Западе, причём не только в результате внутр. обществ.-лит. эволюции, но
и под прямым воздействием западных, а затем и русской литератур. В мировой
фонд реалистич. лит-ры вошли мн. произв. писателей Востока: Лу Синя, Акутагавы
Рюноскэ, С. Хсдаята, Тахи Хусейна, Р. Тагора, М. Ф. Ахундова и др.
И. С. Брагинский.
В театре просветительский Р. нашёл выражение
в творчестве таких актёров конца 17-18 вв., как Т. Беттертон, Дж. Гаррик
в Великобритании, И. А. Дмитриевский в России, В. Богуславский в Польше
и др. Развитие сценич. Р. в России в 19 в. в значит. мере определялось
рус, драматургией - произв. Пушкина, А. С. Грибоедова, Гоголя, позднее
А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, Л. Толстого, Чехова. Эстетич.
принципы Пушкина и Гоголя лежали в основе творчества великого русского
актёра М. С. Щепкина, преодолевшего ограниченность связанного с классицизмом
просветительского Р., впервые последовательно осуществившего принципы сценич.
перевоплощения. На основе драмы рус. критич. Р. выросло также иск-во целой
плеяды актёров реалистич. школы, связанной в первую очередь с Малым театром
в Москве (Садовские, Л. П. Косицкая, И. В. Самарин, Г. Н. Федотова и др.)
и Александрийским театром в Петербурге (И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов,
В. В. Самойлов, позднее М. Г. Савина и др.). Рус. сценич. Р. не был резко
отделён от романтизма, что на рубеже 19-20 вв. сказалось, напр., в творчестве
великой рус. трагич. актрисы М. Н. Ермоловой, в деятельности выдающегося
актёра и режиссёра А. П. Ленского.
Утверждение Р. в театре 19 в. вело к изменению
не только метода актёрского творчества в направлении всё более полного
и жизненно правдивого воссоздания образа героя, но и к изображению на сцене
конкретно-историч. социальной обстановки. Отсюда возникло стремление к
ансамблю, к использованию всех компонентов театра - организации сценич.
пространства, декорац. оформления, цвета и света, звуковой партитуры. Это
вызвало во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. рождение режиссуры как специфич. и
важнейшего (наряду с драматургией и актёрским иск-вом) элемента театра.
Стремление к историч. точности отличало пост. Ч. Кина в Великобритании,
спектакли Мейнингенского театра в Германии. Попытки театр. реформ, способствовавшие
укреплению позиций сценич. Р., предпринимались также "Свободным театром"
А. Антуана во Франции, "Независимым театром" в Великобритании, "краковской
школой", сформировавшейся под руководством С. Козьмяна в Польше, и др.
Среди выдающихся актёров-реалистов в зап.-европ. театре - Э. Росси, Т.
Сальвини, Э. Дузе (Италия), Б. К. Коклен (Франция), А. Макреди (Великобритания)
и др.
Наиболее полное и цельное воплощение принципы
театр. Р. получили в новаторской деятельности Московского Художественного
театра (МХТ). В режиссуре МХТ, представленной прежде всего его основателями
К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко, и в актёрском иск-ве
(в МХТ была воспитана плеяда выдающихся мастеров - И. М. Москвин, В. И.
Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, Л. М. Леонидов и др.) нашли своё утверждение
высшие проявления Р., связанные с принципами школы "переживания", основанные
на раскрытии органич. процесса творчества актёра - создателя образа. В
иск-ве МХТ критич. Р. эволюционировал к Р. социалистическому. Это сказывалось
не только в "правде переживания артистического чувства" (К. С. Станиславский),
но и в создании целостного образа времени, предвещавшего революц. потрясения.
Творческая программа МХТ с наибольшей ясностью воплотилась в пост. пьес
А. П. Чехова и М. Горького. Б, И. Ростоцкий.
В музыке оР. как творческом методе правомерно
говорить только тогда, когда композитор конкретизирует муз. образы с помощью
слова, сценич. действия или же зрительных и смысловых ассоциаций, связанных
с опорой на бытовые и синтетич. (в т. ч. театральные) жанры. Реалистич.
тенденции (живые наглядные картины быта и природы, психологически конкретные
зарисовки человеческих характеров) проявляются уже в эпоху Возрождения,
получают развитие в музыке барокко и классицизма; в 18 в. они ярко выступают
в таких демократических муз.-театр. жанрах, как итал., франц. и рус. комич.
опера, австр. и нем. зингшпиль. В 1-й пол. 19 в. композиторы-романтики
(Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Лист) углубили характеристичность
музыки, усилили её нац. и историч. конкретность. Во 2-й пол. 19 в. Ж. Бизе
("Кармен"), Дж. Верди ("Отелло", "Фальстаф"), частично Р. Вагнер ("Нюрнбергские
мейстерзингеры") и др. авторы создают социально типизированные, психологически
многогранные образы, что знаменует собой формирование в зап.-европ. музыке
Р. как самостоятельного творч. метода. Ещё ранее этот метод (в виде критич.
Р.) утвердился в рус. музыке (романсы и "Русалка" А. С. Даргомыжского).
В его подготовке огромную роль сыграли достижения М. И. Глинки в муз. изображении
нар. жизни ("Иван Сусанин" и др.). Вершинами Р. в музыке стали произведения
композиторов "Могучей кучки" - М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, отчасти
Н. А. Римского-Корсакова (сохранявшего черты романтизма) и П. И. Чайковского
(также частично близкого романтизму), создавших правдивые и разносторонние
муз. образы-типы, опирающиеся на характерные интонации и другие выразительные
средства народной песни, бытовой музыки, речи и т. д. Эти достижения музыкального
Р. послужили той основой, на к-рой начиная с 20-х гг. 20 в. в сов. музыке
(как и в творчестве нек-рых зарубежных композиторов) происходит становление
и развитие социалистич. Р. А. Н. Сохор. В изобразительном искусстве
истоки метода критич. Р. прослеживаются с 18 в. Обращение к повседневной
жизни простых людей, пристальное внимание к индивидуальным характерам,
сатирич. изображение обществ. нравов в творчестве художников, связанных
с "третьим сословием" (Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Грёз, Ж. А. Гудон во Франции;
У. Хогарт в Великобритании, Д. Н. Ходовецкий в Германии), были обусловлены
идеями Просвещения. Интерес к человеку во всём его реальном своеобразии
обнаруживается и в портрете эпохи классицизма (Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр
во Франции). Особое место в становлении метода Р. занимает творчество Ф.
Гойи, как открывающего живую поэзию в окружающем мире, так и прокладывающего
новые пути беспощадному анализу социальных противоречий. Гойя становится
одним из основоположников открыто обличит. иск-ва. В кон. 18 - 1-й трети
19 вв., в период утверждения романтизма, развитие изобразительного иск-ва
отмечено дальнейшим укреплением реалистич. тенденций в портрете, бытовом
жанре и пейзаже. Во Франции Т. Жерико и Э. Делакруа обращаются непосредственно
к натуре, к живой действительности во всём кипении её драматич. конфликтов.
На этой почве вырастает иск-во О. Домье, особенно глубоко раскрывающее
драматизм совр. жизни. Стихийный антибурж. пафос романтиков Домье превращает
в последовательное исследование антагонистич. общества. К. Коро и мастера
барбизонской
школы (Т. Руссо, Ш. Ф. Добиньи и др.). постигая природу в её самых
непритязательных состояниях и мотивах, своими завоеваниями в области пленэра
определяют дальнейшее развитие реалистич. пейзажа. В России в 1-й пол.
19 в. тенденции Р. присущи портретам О. А. Кипренского и В. А. Тропинина,
картинам на темы крест. быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина.
Сознательное следование принципам Р., во
многом подготовленное творчеством К. П. Брюллова, характеризует творчество
А. А. Иванова, сочетающего непосредств. изучение натуры с глубокими филос.
обобщениями, и особенно П. А. Федотова, повествующего о жизни "маленького
человека" и дающего критич. оценку нравов крепостнической России. Обличительный
пафос работ Федотова отводит ему место родоначальника рус. демократич.
Р. 2-й пол. 19 в. Процесс становления критич. Р. шёл повсеместно. В Германии
он выражается в искусстве бидермейера и близких ему мастеров (Г.
Ф. Керстинг, И. П. Хазенклевер, Л. Ф. Райский, К. Блехен, К. Шпицвег и
др.), принимая форму камерной поэтизации обыденного уклада жизни. В Польше
он проявляется в романтически приподнятом творчестве П. Михаловского. В
Великобритании этот процесс отмечен победами реалистич. пейзажа у Дж. Констебла;
отчасти затрагивает он и нек-рых прерафаэлитов (X. Хант, Ф. М. Браун).
Ко 2-й пол. 19 в. Р. достигает зрелости, развившись во всём многообразии
нац. и стилистических вариантов. Всем им, однако, присущи общие признаки
метода Р.: конкретная достоверность в воспроизведении действительности,
внимательное исследование окружающего мира, его разнообразных проявлений,
утверждение эстетической ценности повседневной жизни, открыто-социальная
направленность, выражающаяся в анализе общественных явлений и социально
обусловленного человеческого характера, трактовка действительности как
временного потока (последнее противоположно классицизму с его культом завершённости,
статичности бытия). Наиболее полно принципы критич. Р. раскрываются в живописи
Франции и России. Крупнейший представитель Р. в сер. 19 в.- Г. Курбе, демонстративно
называвший свою программную выставку 1855 "Павильон реализма". Смелое,
подчёркнуто естественное, не боящееся жизненной прозы иск-во Курбе было
враждебно встречено бурж. публикой, справедливо усмотревшей в Р. художеств.
воплощение демократич. идей. Созвучие эпохе с её обыденными или драматич.
явлениями, непредвзятость в воссоздании окружающей жизни характерны для
воспевающих крест. труд жанровых картин Ж. Ф. Милле, для композиций на
совр., часто актуальные темы Э. Мане, а затем для творчества мастеров импрессионизма,
не
только добившихся важнейших завоеваний в реалистич. передаче природы, но
и утвердивших художеств. ценность повседневной жизни современного города
(К. Мопс, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей). В области скульптуры
Р. в 19 в. не получает столь широкого развития, как в живописи и графике,
и выдвигает лишь отд. значит. мастеров (О. Роден во Франции, К. Менье в
Бельгии). Во 2-й пол. 19 в. в рус. живописи утверждение Р. неразрывно связано
с демократич. подъёмом обществ. мысли: пристальное изучение натуры, глубокое
сочувствие к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с последовательной
идейной направленностью, с обличением бурж.-крепостнич. строя. Блестящая
плеяда мастеров-реалистов в последней трети 19 в. объединяется в группу
передвижников:
В. Г. Псров, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге,
И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др., окончательно укрепивших
позиции Р. в бытовом жанре, историческом жанре, портрете и пейзаже. Крупных
представителей Р. выдвигают в это время и др. нац. школы: А. Мепцеля и
В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, И. Манеса и К. Пуркине в Чехии,
У. Хомсра и Т. Эйкинса в США. В кон. 19 - нач. 20 вв. традиции критич.
Р. продолжаются в творчестве таких значит. мастеров, сохраняющих прочные
связи с демократич. движением, как Т. Стейнлен, А. Бурдель во Франции,
М. Либерман, М. Слефогт, Г. Цилле, К. Кольвиц в Германии, И. Исраэлс в
Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании. В нач. 20 в. традиции Р. были
особенно устойчивы в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С.
В. Иванова, Н. А. Касаткина, А. С. Голубкиной и др.); после Окт. революции
1917 эти традиции стали одним из источников формирования иск-ва социалистич.
Р.
Реалистич. тенденции в 20 в. характеризуются
поисками новых связей с действительностью, новых образных решений, новых
средств художеств. выразительности, о чём свидетельствует искусство таких
разных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике,
А. Рефрежье в США, А. Фужерон во Франции, Р. Гуттузо в Италии и др. Всё
более отчётливой и последовательной становится органич. связь Р. с передовыми
социально-политич. движениями времени, что приводит мн. художников к освоению
метода социалистич. реализма. Г. А. Недошивин.
Лит.: Днепров В., Проблемы реализма,
Л., 1960; Иезуитов А. Н., Вопросы реализма в эстетике К. Маркса и Ф. Энгельса,
Л,-М., 1963; Вайман С. Т., Марксистская эстетика и проблемы реализма, М.,
1964; Петров С. М., Реализм, М., 1964; Проблемы становления реализма в
литературах Востока. Материалы дискуссии, М., 1964; Конрад Н. И., Проблема
реализма и литературы Востока, в его кн.: Запад и Восток, 2 изд., М., 1972;
Николаев П. А., Реализм как теоретико-литературная проблема (к истории
изучения), в сб.: Советское литературоведение за 50 лет, М., 1967; Реализм
сегодня. Анкета, "Иностранная литература", 1967, № 3; Лаврецкий А., Белинский,
Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм, 2 изд., М., 1968; Реализм
и художественные искания XX века, Сб. ст., М., 1969; Михайлова А., О художественной
условности, 2 изд., М., 1970; Редекер X., Отражение и действие. Диалектика
реализма в художественном творчестве, пер. с нем., М., 1971; Сучков Б.,
Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе, 3 изд.,
М., 1973; Мотылева Т., Достояние современного реализма, М., 1973; Фарбштейн
А., Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики, Л., 1973.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я