РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система среднего
общего образования, в к-рой, в отличие от классического образования,
отсутствует
преподавание древних классич. языков и главное внимание уделяется изучению
основ естественных, физико-математич. паук, новым языкам. Р. о. возникло
в 18 в. в связи с развитием капитализма. Ещё в 16-17 вв. представители
зарождавшейся буржуазии (У. Петти, Дж. Мильтон в Англии, Ф. Рабле во Франции
и др.) выдвигали требование такого образования, к-рое готовило бы детей
к практич. жизни и включало бы знание основ физико-математич. и естественных
наук. Идею Р. о. поддерживали Я. А. Коменский и в особенности франц. материалисты
18 в. Одними из первых гос. реальных уч. заведений в Европе были Школа
математических и навигацких наук (1701, Москва) и Матсматич. и мсхапич.
реальная школа в Галле (Германия, 1706-08). В 18 - нач. 19 вв. реальные
уч. заведения в Зап. Европе и в России давали прикладное образование. В
60-х гг. 19 в. в России обострилась борьба между сторонниками реального
и классического образования. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, К.
Д. Ушинский выступали за всестороннее образование, включающее как гуманитарные,
так и реальные знания. По Уставу 1864 наряду с классическими были учреждены
реальные
гимназии, с 1872 вместо них - реальные училища, к-рые с 1888
давали общее образование и право выпускникам поступать на физико-математич.
и мед. ф-ты ун-тов.
После Окт. революции 1917 в СССР создана
единая общеобразовательная школа. См. статьи Народное образование, Средняя
общеобразовательная школа.
Реальные средние уч. заведения или реальные
отделения при средних школах существуют в совр. системах нар. образования
ряда стран (Австрия, Италия, Франция, ФРГ, Япония, скандинавские страны
и др.).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я