РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРOЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
система
организационно-технич. мероприятий, направленных на повышение скорости
и безопасности движения. Сущность Р. д. д. заключается в том, чтобы обязывать,
запрещать или рекомендовать водителям транспорта и пешеходам действия в
интересах обеспечения скорости и безопасности.
В СССР Р. д. д. осуществляется в основном
с помощью светофорной сигнализации (см. Светофор дорожный), дорожных
знаков, разметки (см. Разметка дорожная), а также распорядительных
действий работников Госавтоинспекции. Мероприятия по регулированию движения
разрабатываются на основе изучения особенностей транспортных и пешеходных
потоков на улицах и дорогах и всестороннего анализа причин дорожно-транспортных
происшествий. Основу Р. д. д. в СССР составляют Правила дорожного движения,
к-рыми
устанавливаются пределы скорости, запрещение или ограничение обгонов, остановок
и стоянок, поворотов и т. п., вводится одностороннее движение.
Общий вид регулируемого перекрёстка
в Москве.
Развитие Р. д. д. началось в 1868, когда
в Лондоне появилась первая установка семафорного типа, управляемая при
помощи системы приводных ремней. Впоследствии эта установка была оснащена
красными и зелёными фонарями, работавшими на светильном газе. Первые электрич.
светофоры появились в США в 1914. В СССР светофоры применяются с 1924.
В 20-х гг. в США были внедрены автоматы
для переключения сигналов светофоров - контроллеры, к-рые работали по одной
или неск. программам, автоматически включаемым в заданное время (с учётом
изменения интенсивности движения в течение суток).
Для рационального Р. д. д. разрабатываются
обычно программа для часов "пик", для дневного периода спада движения и
ночная программа. Наиболее совершенны системы с обратной связью, изменяющие
длительность сигналов светофора с учётом интенсивности и плотности движения
на пересекающихся улицах. Они состоят из транспортных детекторов (датчиков),
регистрирующих проходящие автомобили, устройств для анализа поступающей
от детекторов информации и выработки на этой основе команд по управлению
светофорной сигнализацией, исполнительных устройств, непосредственно переключающих
сигналы светофора. Системы регулирования с обратной связью получают всё
большее распространение. Они применяются для регулирования движения на
сложных перекрёстках с интенсивным движением, для координированного управления
светофорной сигнализацией на магистрали ("зелёная волна"), для управления
движением в районе или городе.
В крупных автоматизированных системах регулирования
применяют ЭВМ, что позволяет примерно на 20-25% повысить скорость движения
и на 10-15% снизить кол-во дорожно-транспортных происшествий. В СССР первая
экспериментальная система с использованием ЭВМ была внедрена в 1968 в Москве
в р-не Серпуховской заставы. С учётом опыта эксплуатации этой системы для
Москвы в 60-х гг. разработана общегородская система телеавтоматич. регулирования
транспорта ("СТАРТ"), к-рая рассчитана на управление светофорной сигнализацией
на 1000 перекрёстках. В Алма-Ате в 1975 пущена в эксплуатацию 1-я очередь
автоматизированной системы регулирования движения (система "ГОРОД").
Автоматизированные системы регулирования
обеспечивают не только управление сигналами светофоров, но и управляют
т. н. многопозиционными дорожными знаками, изображение на к-рых автоматически
изменяется с учётом конкретной ситуации движения.
Одно из перспективных направлений в области
Р. д. д.- перераспределение транспортных потоков на сети улиц с учётом
степени их загрузки. Развитие техники регулирования создаёт реальные предпосылки
для внедрения этого метода в практику Р. д. д. См. также Организация
движения автотранспорта.
Лит.: Руководство по регулированию
дорожного движения в городах, М., 1974. В. В. Лукьянов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я