РЕЙНАЛЬ
(Raynal) Гийом Томас Франсуа
(11.4.1713, Сен-Женье, Аверон,- 6.3.1796, Париж), французский историк и
социолог, представитель Просвещения. Получил образование в иезуитском
коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже
(1747), где занимался лит. работой и сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро.
Гл.
произведение Р. - "Филос. и политич. история учреждений и торговли европейцев
в обеих Индиях" (6 тт., 1770) содержит острую критику феод.-абсолютистских
порядков, католич. церкви, колониализма. Р. проявлял глубокий интерес к
истории Англ. и Нидерл. революций, пропагандировал опыт революции в Сев.
Америке. Книга была в 1781 осуждена франц. парламентом на сожжение, автор
подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много
стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Избранный в Генеральные
штаты 1789, Р. отказался от своего мандата. В период Великой франц.
революции Р. выступал против углубления революц. борьбы, осуждал якобинцев.
Как философ Р. стоял на позициях метафизич.
материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа
имеет историю, к-рая включает постепенные количеств. изменения, а также
перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником
сенсуализма.
Социологич.
концепция Р.- своеобразный экономии, материализм. Р. принадлежал к тем
мыслителям, к-рые "...сделали первые попытки дать историографии материалистическую
основу..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Преодолев
социальный атомизм, "робинзонаду", Р. сделал отправным пунктом своего анализа
общество, а не индивида. Считая общественное состояние человека исконным,
он отказался от договорной теории происхождения общества и государства.
Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию
земледелия, пром-сти и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу
разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства.
Осуждал войны как средство внеш. политики, боролся против расизма. Будучи
атеистом, Р. видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.
Идеи Р. оказали влияние на философию истории
Сен-Симона,
историческую
концепцию франц. историков эпохи Реставрации, на взгляды А. Н. Радищева.
Соч.: CEuvres, v. 1-4, Geneva, 1784; в
рус. пер. - Философская и политическая история о заведениях и коммерции
европейцев в обеих Индиях, 2 изд., СПБ, 1834-35.
Лит.; Старосельская-Никитина О.,
Очерки по истории науки и техники периода Французской буржуазной революции
1789 - 1794 гг., М.- Л., 1946; Зельманова Г., Рейналь - как историк философии,
"Вопросы философии", 1961, № 5; Lunеt В., Biographie de l'abbe Raynal,
Rodez, 1866; Моrlеу J., Diderot and the encyclopaedists, v. 1 - 2, L.,
1886; Feugere A., Un precurseur de la revolution I'abbe Raynal, P., 1922;
его же, Bibliographie critique de I'abbe Raynal. P., 1922; Hervier M.,
Les ecrivains francais juges par leurs contemporains, v. 2, P., [1931].
Г. Л. Зелъманова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я